Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 180 за апрель 2023 года

Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества 

№  180                                                                                                   апрель 2023 года 

Законы о торгово-промышленных палатах приняты в 44 регионах России 

Версия для печати (doc)

4 апреля Губернатором Ярославской области подписан Закон Ярославской области № 24-З «О Торгово-промышленной палате Ярославской области», который опубликован и вступил в силу 6 апреля.

Закон регулирует статус и правовые основы деятельности Ярославской Палаты и организацию взаимодействия Палаты с органами государственной власти и органами местного самоуправления; предусматривает участие региональной Палаты в нормотворческой деятельности. ТПП Ярославской области также наделена полномочиями участия в формировании и реализации государственной политики Ярославской области по развитию предпринимательства; организации ярмарок, выставок и конгрессов; проведения экспертиз по определению страны происхождения товаров и иных экспертиз и контроля качества, количества и комплектности товаров и др.

6 апреля Главой Тамбовской области подписан Закон Тамбовской области № 266-З «Об отдельных вопросах деятельности торгово-промышленной палаты Тамбовской области», который вступил в силу 17 апреля.

Принятый Закон направлен, главным образом, на регулирование взаимодействия ТПП Тамбовской области с органами власти, включая участие в законотворческой деятельности, экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности. Отдельными статьями в Законе обозначены вопросы работы Палаты в сфере развития внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей, а также вопросы развития альтернативных способов разрешения споров.

На основании Закона ТПП Тамбовской области сможет полноправно участвовать в реализации государственной и областной политики по развитию предпринимательства, промышленности, внешнеэкономической деятельности, создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности региона, а полномочия Палаты по оказанию содействия организациям и индивидуальным предпринимателям в патентовании и регистрации объектов интеллектуальной деятельности позволят оперативно охранять и защищать их интеллектуальные права.

28 апреля Губернатором Рязанской области подписан Закон Рязанской области № 44-ОЗ «О Торгово-промышленной палате Рязанской области», который вступил в силу 29 апреля.

Закон устанавливает задачи Палаты Рязанской области по содействию развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов Рязанской области, подготовки кадров для предпринимательской деятельности; определяет порядок взаимодействия с Рязанской областной Думой, Губернатором Рязанской области, Правительством и иными органами исполнительной власти области; предусматривает реализацию международных и межрегиональных связей Палаты и др.

ТПП Рязанской области также наделяется правом разработки проектов законов Рязанской области совместно с субъектами права законодательной инициативы в Рязанской областной Думе, может участвовать в реализации государственных программ области по развитию малого и среднего предпринимательства и выступать в качестве организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

ТПП РФ предлагает избегать избыточной нагрузки на бизнес в проектируемом законе о занятости населения РФ 

В Государственной Думе готовится ко второму чтению проект нового федерального закона № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации».

При доработке законопроекта ко второму чтению Палата предложила:

- не распространять понятие «платформенная занятость» на трудовые отношения, а к «цифровым платформам занятости» не относить социальные сети, онлайн-классифайды, сервисы онлайн-бронирования в сфере аренды отелей, жилья, иные сайты и цифровые сервисы в сети «Интернет», на которых может осуществляться коммуникация между заказчиками и исполнителями работ и (или) услуг;

- перечень занятых граждан дополнить лицами, обучающимися по очной форме обучения и «платформенными занятыми»;

- исключить из критериев отнесения к гражданам, находящимся под риском увольнения, предоставление отпуска без сохранения заработной платы;

- предложить для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства с численностью работников до 35 человек сохранить действующий пониженный предельный размер квоты для трудоустройства инвалидов - 3% от среднесписочной численности работников вместо 4%, как предусматривает законопроект;

- уточнить редакцию нормы законопроекта о размере пособия по безработице, определяемом на основании минимального размера оплаты труда (МРОТ), предусмотрев возможность повышения пособия в случае изменения федеральным законом размера МРОТ;

- освободить работодателя от выполнения квоты для приема на работу инвалидов, если на территории муниципального образования по месту нахождения работодателя нет необходимого для выполнения квоты числа инвалидов, а не только в случае отсутствия их в субъекте Российской Федерации, как предлагает проект.

Помимо выполнения квоты для приема на работу инвалидов проектом предусмотрены дополнительные специальные мероприятия по обеспечению занятости инвалидов, которые будут возложены на работодателя. Они включают, в частности, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, создание для них дополнительных рабочих мест, установление для работодателя не только квоты, но и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Содержание мероприятий в проекте закона не раскрывается, порядок их проведения будет определяться субъектами Российской Федерации. По мнению Палаты, такие мероприятия являются избыточными, дублирующими обязанность работодателя по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Кроме этого, законопроектом вводится обязанность для всех работодателей размещать информацию для службы занятости только в электронном виде на единой цифровой платформе. Это может создать излишнюю нагрузку на микропредприятия и субъекты малого предпринимательства с численностью работников до 25 человек по приобретению оборудования, программного обеспечения и затрат на персонал, т.к. в настоящее время эти требования на них не распространяются. ТПП РФ предлагает сделать для них исключение. Также предлагается сохранить обязанность работодателя ежемесячно (вместо 5 рабочих дней) представлять в органы службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

ТПП России провела XV Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век»

25 и 27 апреля 2023 года форум проходил на площадке Палаты, а его программа включала в себя семь тематических секций и пленарное заседание, в котором приняли участие представители власти и бизнеса.

Одна из ключевых секций Форума была посвящена вопросам медиации в сфере защиты интеллектуальных прав. Данный инструмент, как отметил Вице-президент В.В. Чубаров, позволяет бизнесу сохранить время и финансовые ресурсы на судебные издержки, а стороны смогут между собой договориться с минимальными репутационными рисками и финансовыми потерями.  Он подчеркнул также, что тема развития медиации по разрешению споров по защите интеллектуальной собственности сегодня весьма востребована, особенно с учетом существенного роста количества судебных разбирательств в этой сфере.

Но чтобы перейти от теории к практике, по мнению В.В. Чубарова, предстоит решить несколько задач - от подготовки кадров до проработки четкой законодательной базы».

Председатель Суда по интеллектуальным правам Л.А. Новоселова отметила, что с 2018 количество споров, урегулированных мирных путем в сфере защиты интеллектуальной собственности, выросло почти в два раза – с 59 до 109 случаев в год. По ее мнению, несмотря на тенденцию к росту числа мирных урегулирований споров в России, требуется более детально разъяснять компаниям  реальные преимущества и возможности медиации, рассказывать о процедурах взаимодействия с государственными регуляторами в случае использования данных инструментов мирного решения споров. Еще один нерешенный вопрос – отсутствие у государственных органов и госучреждений тех центров принятия решений, которые готовы были бы взять на себя обязанности по ведению споров с компаниями в случае решения применить инструменты медиации.

Другая  острая тема, мешающая развитию института медиации в стране, - это отсутствие необходимого количества профессиональных медиаторов, к их обучению нужно подходить более серьезно, и об этом просит сам бизнес. Этой проблемы коснулся в докладе Начальник отдела по вопросам альтернативного урегулирования споров Минюста РФ Антон Бенов. Он отметил, что остается открытым вопрос о возложении на Министерство соответствующих компетенций по регулированию медиации – до сих пор эти функции не предусмотрены в законодательных актах, в отличие от арбитража.

В этот же день, 27 апреля 2023 года, состоялось пленарное заседание Форума, участие в котором приняли Президент ТПП РФ С.Н. Катырин, Руководитель Роспатента Ю.С. Зубов, Глава ЕАПО Г.П. Ивлиев, Председатель Суда по интеллектуальным правам Л.А. Новоселова и другие.

На пленарном заседании также выступили Руководитель московского офиса Всемирной организации интеллектуальной собственности Павел Спицын, заместитель председателя Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, генеральный директор «Галифанов, Мальков и партнеры» Руслан Мальков, заместитель председателя Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, управляющий партнер ООО «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации» Вадим Кукава, управляющий партнер ООО «Ваш патент» Алексей Робинов, директор по интеллектуальной собственности и нематериальным активам  ПАО «АФК «Система» Дмитрий Маркин.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин, выступая на пленарном заседании, остановился на ряде вопросов в сфере создания, охраны и защиты интеллектуальной собственности. Так, им было предложено расширить присутствие субъектов МСП в производственной сфере, в производственных циклах крупных системообразующих предприятий, в том числе при разработке инновационных продуктов. Он отметил, что для снятия барьеров для инновационной активности субъектов нужно разработать государственные механизмы поддержки компаний-интеграторов технологических решений, которые привлекают субъектов малого и среднего бизнеса в качестве субподрядчиков в свою производственную сферу.

По его словам, серьезным сдерживающим фактором развития рынка интеллектуальной собственности является дефицит финансовых ресурсов у правообладателей и авторов. В этой связи он предложил разработать поправки в Налоговый кодекс РФ: освободить субъектов от налогообложения операций, связанных с выплатой авторского вознаграждения, а также дать им право включать в статьи расходов профобразование и повышение  квалификации.

Сергей Катырин привел данные опросов среди бизнесменов, по которым только около 10% организаций осуществляют  инновационную деятельность в области технологий. Причин несколько: 32% российских компаний не способны привлечь финансирование, необходимое для дальнейшего роста и развития компаний, еще 54% не обладают достаточными знаниями для обоснования финансовой и инвестиционной привлекательности бизнеса и новых проектов.

Руководитель Роспатента Юрий Зубов в своем выступлении отметил, что тема ликвидности интеллектуальной собственности «является наиболее приоритетной для формирования интереса бизнеса, науки к интеллектуальным правам». Он напомнил, что в условиях санкционного давление на протяжении года Правительством РФ принималась оперативные меры поддержки отраслей, регионы проводили большую работу на местах. Роспатент, в частности, запустил работу Центра содействия опережающим технологиям, который помогал предпринимателям создавать и правильным образом охранять собственные разработки, ликвидировать пробелы в производственных цепочках за счет применения запатентованных решений. В результате было выдано 25 патентов, а 12 из них уже внедрено в производство.

Ю.С. Зубов также сообщил, что по итогам I квартала текущего года количество заявок на изобретения от российских заявителей выросло на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом число заявок от иностранцев снизилось на 37%, но это «тенденция ожидаемая». Кроме того, наблюдается «хорошая динамика» охраны промышленного дизайна – количество заявок увеличилось на 6%. Сохраняется устойчивая тенденция по развитию маркетингового продвижения российским бизнесом собственных товаров и услуг, добавил он.

Председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова затронула ряд проблем, которые возникают в практике суда в последнее время, а также поблагодарила экспертов ТПП РФ за внимание к сфере интеллектуальной собственности – «тому активу, который позволит сделать прорыв в развитии страны».

Президент Евразийского патентного ведомства Григорий Ивлиев проинформировал о том, что получить Евразийский патент сейчас можно через экономичную и простую процедуру «путем подачи одной заявки на одном языке с уплатой одного набора пошлин». Система показывает эффективность, в 2022 году зафиксировано самое большое количество заявок за 10 лет, заметил он. Также Григорий Ивлиев рассказал о мерах по совершенствованию системы работы, которые включают в себя оптимизацию процесса и сроков рассмотрения заявок, цифровизацию различных видов услуг.

По итогам мероприятия все ключевые предложения по совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности будут собраны в резолюцию. В дальнейшем этот документ направят на рассмотрение профильных государственных ведомств.

 

Разработаны комплексные поправки в IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации 

28 апреля в Государственную Думу сенаторами В.И. Матвиенко, Л.С. Гумерова и группой депутатов внесен проект федерального закона  № 348960-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Целесообразность таких изменений обсуждалась, в том числе, на секциях прошедшего в ТПП РФ 25 и 27 апреля 2023 года Форума по интеллектуальной собственности.

Законопроектом предусматривается выделение в четвертой части ГК РФ специальной статьи 12521, посвященной особенностям компенсации, как меры гражданско-правовой ответственности. Пункт 3 статьи 1252 ГК РФ, который в настоящее время содержит положения о компенсации, предлагается исключить.

Разработчики полагают, что в статью 1252 ГК РФ в редакции законопроекта должны быть включены общие положения о характере компенсации как вида гражданско-правовой ответственности и о видах (способах расчета) компенсации. Более подробно вопрос о конкретных размерах (пределах) компенсации будет рассматриваться в статьях ГК РФ, посвященных компенсации за нарушение прав на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (статьи 1299,1300,1301,1311,1406.1,1515 и 1537).

В статье 12251 предлагается закрепить общее правило о том, что нарушением исключительного права считается незаконное использование одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации каким-либо одним способом.

В пункт 6.1 статьи 1252 ГК РФ предлагается включить дополнение, связанное с расширением применения солидарной ответственности при множественности нарушителей исключительных прав.

Предлагается дополнительно предусмотреть, что ряд последовательных нарушений исключительного права, совершенных различными лицами в отношении одних и тех же контрафактных материальных носителей, может быть признан одним нарушением, в том числе при отсутствии согласованных действий участников таких нарушений.

Одновременно предлагается закрепить возможность (право суда) рассматривать множественность нарушений как одно нарушение для целей определения компенсации (совокупность действий).

В статье 14061 ГК РФ в редакции законопроекта предлагается повысить нижний и верхний предел компенсации, определяемой в твердой сумме (от пятидесяти тысяч до десяти миллионов рублей), а также предусмотреть возможность взыскания в трехкратном размере стоимости права использования, если нарушитель повторно использовал изобретение, полезную модель или промышленный образец, за нарушение прав на которые он ранее уже привлекался к ответственности.

В статье 1537 ГК РФ в редакции законопроекта предлагается отказаться от вида компенсации кратного стоимости контрафактных товаров, поскольку специфика географических указаний и наименований мест происхождения товаров такова, что многократное обращение правообладателей к одному нарушителю с таким требованием может привести к взысканию чрезмерных сумм компенсации. Данную проблему можно решить, установив в качестве общего правила, что каждый правообладатель в случае нарушения права на географическое указание или наименование места происхождения товара вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в твердом размере от десяти тысяч до десяти миллионов рублей, определяемом судом исходя из характера нарушения.

 

ТПП РФ предлагает сохранить право регионов на поддержку наиболее значимых организаций народных художественных промыслов 

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 321836-8 «О внесении  изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах».

Законопроектом предусмотрены изменения, направленные на формирование системы народных художественных промыслов (НХП), расширение перечня участников этой деятельности и направлений государственной поддержки. Проект разрабатывался Правительством Российской Федерации более 3 лет и до внесения в Государственную Думу был существенно изменен и сокращен. В редакции внесенного законопроекта учтены ранее представленные предложения ТПП РФ об исключении обязательного вступления в саморегулируемую организацию мастеров НХП, сокращено количество реестров в сфере НХП, предусматривающих обязанности субъектов НХП по представлению информации, исключены положения о создании нового вида зон с особыми условиями ведения бизнеса на территориях бытования НХП аналогично особым экономическим зонам.

Тем не менее ТПП РФ направлены в ответственный Комитет Государственной Думы предложения по доработке законопроекта, в которых предлагается уточнить понятийный аппарат и исключить лиц, занимающихся реализацией изделий НХП, из понятия «субъекты деятельности в сфере народных художественных промыслов»; рассмотреть возможность включения представителей сферы торговли в экспертные советы в сфере НХП на федеральном и региональном уровнях; сохранить право субъектов Российской Федерации оказывать поддержку наиболее значимым организациям НХП, для которых меры поддержки предусмотрены на федеральном уровне; предусмотреть перечень видов НХП, в которых возможно осуществление деятельности самозанятыми – мастерами НХП и др.

 

Палата предложила предоставить бизнесу новые возможности для инвестирования 

ТПП РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект предусматривает, что инвестициями являются денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения не только ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа, но и приобретения прав (требований).

Также законопроект предоставляет инвесторам возможность собирать денежные средства для приобретения обязательств должников при помощи инвестиционных платформ.

Предлагаемые законопроектом нововведения учитывают интересы не только кредиторов, но и должников. Так, новый кредитор в лице группы инвесторов может, например, предоставить должнику денежный займ, отсрочку или рассрочку в целях недопущения несостоятельности (банкротства) должника, а кредитор, в свою очередь, сможет получить от должника исполнение обязательства, которое будет превышать размер инвестиций.

Вносимые законопроектом изменения положительным образом скажутся на обеспечении прав и интересов субъектов предпринимательства в Российской Федерации за счет включения прав (требований) в хозяйственный оборот участников инвестиционного рынка, а также будут способствовать оздоровлению отечественной экономики за счет привлечения дополнительных инвестиций.

Законопроект направлен в Минэкономразвития России для получения позиции ведомства.

 

Расширен перечень преступлений, за которые предприниматели будут освобождаться от уголовной ответственности при возмещении ущерба 

4 апреля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон от 14.04.2023 г. № 116-ФЗ). За счет распространения действия части второй статьи 76.1 УК РФ («Освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба») на преступления, предусмотренные, в частности: частью 2, пунктом «в» части 3 статьи 146 («Нарушение авторских и смежных прав»); пунктом «б» части 2 статьи 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»); пунктом «б» части 2 статьи 172 («Незаконная банковская деятельность») и др., круг освобождаемых от уголовной ответственности лиц значительно расширен.

В принятом Законе первоначально речь шла о расширении этого круга лиц за счет включения в него только тех, кто впервые совершил преступления, связанные с незаконным предпринимательством, незаконной банковской деятельностью, уклонением от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, но уже в крупном и особо крупных размерах.

Палата полностью поддержала принятый в первом чтении законопроект, считая, что если предприниматель впервые преступил закон, но может полностью возместить причиненный ущерб, неважно, в каком размере, то логичнее дать ему возможность продолжать вести свой бизнес, но уже в рамках законодательного поля. 

Одновременно ТПП РФ предложила увеличить перечень таких субъектов за счет расширения перечня преступлений, за совершение которых возможно освобождение от уголовной ответственности при соблюдении установленных УК РФ условий. К ним было предложено отнести преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав, причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, ограничением конкуренции, а также неправомерным использованием инсайдерской информации, совершенные в крупных и особо крупных размерах. Предложения Палаты были учтены при доработке проекта.

Закон позволит охватить крупные особо крупные размеры доходов и средств по указанным преступлениям и обеспечить возможность возмещения ущерба, причиненного гражданам, организациям или государству.

  

ТПП РФ предлагает установить дополнительный уровень ответственности членов саморегулируемых организаций в сфере строительства 

ТПП России совместно с членами Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере саморегулирования строительной отрасли подготовлены предложения по поправкам к проекту федерального закона проекта федерального закона № 251790-8 «О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (об увеличении предельных значений, характеризующих уровень ответственности членов СРО по договорам подряда в строительстве), принятому в первом чтении 5 апреля 2023 года.

Предлагается повысить сумму договора строительного подряда и предельных значений обязательств по такому договору на 50% (в полтора раза) от соответствующих показателей, закрепленных в действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также установить дополнительный уровень ответственности членов саморегулируемых организаций, объединяющих лиц, осуществляющих строительство.

Поправки к законопроекту направлены на сокращение расходов строительных организаций, относящихся к категории малого бизнеса, и обеспечение их имущественной ответственности посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемых организаций.

 

ТПП РФ предлагает исключить дублирование уголовной ответственности за представление в налоговые органы подложных счетов-фактур и налоговых деклараций 

В Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству направлены разработанные ТПП РФ поправки к проекту федерального закона № 263208-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Поправками предлагается квалифицировать представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций по статьям 198 или 199 УК РФ, не вводя в УК РФ отдельного состава преступления, предусмотренного проектируемой статьей 173.3 УК РФ. При этом ответственность за «сбыт заведомо подложных счетов-фактур» предусмотреть в статье 327.2 УК РФ.

По мнению Палаты, поправки позволят исключить конкуренцию норм УК РФ и необоснованное привлечение представителей бизнеса к уголовной ответственности.

 

В Минюст России по результатам проведённого мониторинга правоприменения направлены предложения отраслевого бизнеса

В Минюст России для возможного дальнейшего доклада Президенту Российской Федерации В.В. Путину направлены результаты анализа проблем законодательства и правоприменительной практики в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и предложения по способам их решения.

ТПП РФ рекомендовала создать единый полис страхования автогражданской ответственности для стран, востребованных сейчас российскими международными перевозчиками (по аналогии с «Зелёной картой»).  Предложено также увеличить страховую сумму, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред в части вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.

Соответствующие изменения Палата предложила внести в Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

Вводится новый финансовый продукт – долгосрочные сбережения граждан 

27 апреля Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 348232-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроектом вводится новый финансовый продукт – долгосрочные сбережения граждан, позволяющий формировать и пополнять сбережения как за счет личных средств граждан, так и за счет перевода в него средств пенсионных накоплений, сформированных в системе обязательного пенсионного страхования. Предусмотрена стимулирующая финансовая поддержка государства в течение 5 лет в отношении граждан, заключивших договор долгосрочных сбережений в период 2024 – 2026 годов и уплативших взносы в сумме не менее 2000 рублей за год. Размер софинансирования со стороны государства предусматривает дифференциацию в зависимости от среднемесячного дохода физического лица и определен в максимальном размере до 36 000 рублей в год.

Средства граждан по договорам долгосрочных сбережений будут застрахованы в размере до 2,8 млн. рублей, для тех, кто перевел в программу средства пенсионных накоплений и для получающих софинансирование со стороны государства, размер гарантий будет увеличен.

Участие граждан в формировании долгосрочных сбережений предполагается на добровольной основе.

После 15 лет участия в программе долгосрочных сбережений и достижения гражданами 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин предусмотрена в зависимости от накопленной суммы долгосрочных сбережений возможность получения единовременной выплаты либо периодических выплат на определенный период от 10 лет до пожизненных.

В доработанной редакции законопроекта, который разрабатывался более 5 лет, учтены предложения ТПП РФ о софинансировании долгосрочных сбережений граждан со стороны государства и установлении повышенных страховых гарантий. Также предусмотрены не только срочные, но и пожизненные выплаты гражданам по договорам долгосрочных сбережений.

 

Правительство предлагает установить новые правила государственной поддержки инновационных компаний 

27 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона №348244-8 «О развитии технологических компаний в Российской Федерации».

Законопроект определяет правовые основы деятельности технологических компаний в РФ для формирования единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности малых технологических компаний. В целях повышения уровня технологического развития страны законопроектом предлагается определить основные понятия и принципы в сфере государственной поддержки инновационной деятельности малых технологических компаний в РФ, в том числе определив понятия «инновационная технология», «технологическая компания», «малая технологическая компания», а также критерии для признания организации малой технологической компанией в целях предоставления им мер государственной поддержки.

Отнесение организации к малой технологической компании будет осуществляться на основании результатов экспертизы путем включения сведений в реестр малых технологических компаний. Включение малой технологической компании в реестр будет являться инструментом для получения мер государственной поддержки. Реестр также станет «витриной» для потенциальных частных инвесторов.

Предлагается установить следующие критерии отнесения организаций к малым технологическим компаниям:

- непревышение предельного значения объема выручки организации (выручки от реализации товаров (оказания услуг, выполнения работ) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручки от реализации имущественных прав) за предшествующий календарный год;

- соответствие основного вида экономической деятельности организации одному из основных видов экономической деятельности, включенному в перечень, который определен Правительством РФ;

- соответствие уровня научно-технического потенциала организации уровню, определенному Правительством РФ;

- наличие возможности для применения (внедрения) инновационных технологий при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ).

Законопроект рассматривается в аппарате ТПП РФ, планируется направить заключение в профильный комитет Государственной Думы.

 

 

Коротко:

3 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект Федерального закона № 327269-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Законопроект разработан в целях уточнения размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности как совершенное в крупном или особо крупном размере. Необходимость уточнения размера ущерба и размера преступной деятельности продиктована, прежде всего, ростом инфляции в Российской Федерации за последние годы. Последняя индексация сумм по статьям УК РФ 199, 199.1, 199.2 и 199.4 была в 2011 г. (+122%), по статьям 178  и 180- в 2015 г. (+62%), а по статьям 170, 170.2, 171, 171.1, 172, 172.2, 175-177, 183, 186, 191, 192, 195- 197, 199.2, 200.4 и 200.6 - в 2016 г. (+53%).

Отсутствие такой индексации на протяжении длительного периода времени привело к тому, что степень общественной опасности преступления, совершенного на сумму 1 млн. рублей, в 2022 г. значительно снизилась по сравнению с тем же преступлением, совершенным в 2011 г., а наказание осталось прежним. Более того, в Российской Федерации наблюдается рост числа преступлений в сфере экономической деятельности.

5 апреля в Государственную Думу группой сенаторов внесен проект федерального закона № 330129-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом в целях увеличения привлекательности специальных административных районов предусматриваются послабления для международных холдинговых компаний (МХК). В частности, предлагается расширение возможностей МХК по выбору форм осуществления инвестиций для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций; введение гибкого подхода к оценке выполнения международными компаниями, являющимися МХК, требований к штату сотрудников и офисным помещениям; продление до 2028 г. срока применения возможности использовать офисные помещения за пределами  территории специальных административных районов в г. Владивосток и г. Калининград и др.

6 апреля ТПП РФ направила предложения по поправкам ко второму чтению законопроекта № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля».

Положениями законопроекта, принятого 6 марта в первом чтении, предлагается признать иностранной валютой национальную цифровую валюту, выпущенную иностранными центральными (национальными) банками. При этом в законопроекте отсутствуют положения, относящие цифровые рубли к валюте Российской Федерации. Кроме этого, в пояснительной записке к законопроекту указано, что в соответствии с проектируемыми изменениями цифровой рубль будет являться валютой Российской Федерации. Банк России в своей «Концепции цифрового рубля» также неоднократно указывал на то, что цифровой рубль станет третьей формой  российской национальной валюты.

Палата предложила часть 1 статьи 1 законопроекта, которая вносит изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», изложить в редакции, в соответствии с которой цифровой рубль будет признаваться валютой Российской Федерации. 

7 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесены проекты федеральных законов № 332027-8 «О проведении эксперимента по осуществлению розничной продажи вина, крепленого вина, игристого вина, произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, с использованием специализированного сайта акционерного общества «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и № 332033-8 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Законопроекты предусматривают проведение с 1 ноября 2023 г. по 31 июля 2026 г. эксперимента с использованием сайта «Почта России» по розничной продаже дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вина, крепленого вина, игристого вина, произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, с определением круга лиц и территории, на которые распространяется такое специальное регулирование. Сначала территории проведения эксперимента будут ограничены г. Москва и Московской областью с возможностью распространения в дальнейшем на другие субъекты Российской Федерации.

12 апреля Государственной Думой принят в первом чтении законопроект № 310882-8 «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (о комплексное регулировании вопросов производства и оборота указанных изделий и продукции), разработанный Правительством РФ в целях сокращения объемов нелегального производства табачной и никотинсодержащей продукции и оборота сырья для их производства.

Предусмотрено установление контроля над полным циклом производства и оборота данной продукции, включая обязательную маркировку средствами идентификации, лицензирование такой деятельности, а также государственная регистрация оборота основного технологического оборудования. Законопроектами – спутниками № 310855-8 и № 310899-8 соответственно предусмотрена уголовная ответственность за безлицензионное производство и оборот табака и табачной продукции, а также устанавливается административная ответственность за совершение соответствующих правонарушений.

14 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 337373-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Статью 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» предлагается дополнить новыми частями 15, 16 и 17, установив ответственность рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы за неисполнение обязанностей по предоставлению информации о распространенной в «Интернете» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, а также за нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности, предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации.

Кроме этого, устанавливается ответственность за распространение рекламы в интернете без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, либо за нарушение требований к его размещению.

14 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 337661-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект разработан в целях обеспечения возможности перевода в РФ владения активами иностранных компаний, редомициляция которых на территорию РФ в действующем порядке невозможна или затруднена в связи с введенными ограничительными мерами, и вводит процедуру создания международных компаний на территории специальных административных районов в порядке инкорпорации.

Предполагается, что такие международные компании смогут занять место иностранных холдинговых компаний в корпоративных бизнес-структурах. Помимо этого, законопроект предусматривает более гибкое регулирование действующих ограничений в отношении выпуска и обращения акций международных компаний, представляющих более одного голоса, а также расширение возможностей международных компаний по структурированию акционерного капитала, включая выпуск акций с фиксированным процентом голосов.

26 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 346769-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предложено дополнить КоАП РФ новой статьей 19.34.2, предусматривающей ответственность за участия в деятельности на территории РФ иностранной или международной некоммерческой неправительственной организации, сведения о структурных подразделениях которой отсутствуют в реестре.

26 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 346727-8 «О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и статью 2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроектом закрепляются обязанности и ограничения, которые должны соблюдаться лицом, приобретшим статус иностранного агента. При этом нарушение иностранным агентом некоторых обязанностей и ограничений может произойти при способствовании этому лицами, вовлеченными в тот или иной процесс совместно с иностранными агентами.

Проектируемая часть 5 статьи 1 Закона № 255-ФЗ закрепляет обязанность органов публичной власти, организаций всех форм собственности, а также их должностных лиц, физических лиц независимо от их гражданства или отсутствия такового при осуществлении своей деятельности учитывать ограничения, которые предусмотрены статьей 11 Закона № 255-ФЗ в отношении лиц, признанных иностранными агентами.

Таким образом, вышеперечисленные лица при осуществлении своей деятельности не должны допускать возможности нарушения иностранным агентом законодательства об иностранных агентах, в частности, способствовать несоблюдению иностранными агентами своих обязанностей, установленных статьей 9 Закона № 255-ФЗ, а также нарушению иностранными агентами ограничений, закрепленных статьей 11 Закона № 255-ФЗ.

___________________________________________________________________

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ