В рамках Всемирного форума «Новая эпоха – новые пути» состоялась экспертная панель, посвященная развитию международного лизинга как инструмента экономической интеграции и технологической модернизации

Участники обсудили регуляторные, налоговые и инфраструктурные вызовы, а также представили инициативы по созданию межстрановых механизмов сотрудничества. Ключевой темой стала необходимость гармонизации законодательства и формирования единого информационного пространства для стимулирования трансграничных лизинговых операций.

Совет по международному лизингу: новая «точка сборки» для евразийского сотрудничества

Лизинг встает в центр повестки технологического обновления евразийских экономик: от промышленной реновации до экспортных сделок и повышения операционной эффективности бизнеса. Но отсутствие единых процедур и каналов координации между странами все еще тормозит трансграничные проекты. Об этом говорили участники Панели по международному лизингу, прошедшей в рамках всемирного форума «Новая эпоха – новые пути» в Москве.

Участники дискуссии, среди которых – представители профессиональных объединений лизинговой деятельности России, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Беларуси – выступили с предложением сформировать Совет по развитию международного лизинга.

«Мы с ассоциациями вышли с инициативой создания Совета по развитию международного лизинга на площадке МОЕС при участии ТПП — как рабочей “точки сборки” правил игры и проектов для ЕАЭС, СНГ, ШОС и БРИКС»Евгений Царев, сопредседатель Совета - директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ»,Член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, заместитель председателя Подкомитета ТПП РФ по лизингу.

Совету предстоит решать целый ряд задач: от унификации методик и обмена информацией до подготовки модельных правил по подсудности, исполнению судебных решений, таможенным процедурам и налоговому режиму.

В действующей правовой рамке есть фундамент — Оттавская конвенция УНИДРУА 1988/1995 годов. Проблема в том, что она не отвечает на критические вопросы налогообложения, НДС при трансграничных поставках, механизмов изъятия предмета лизинга при дефолте и процедур учета транспортных средств в разных юрисдикциях.

Без надстройки над национальными правопорядками, включающей арбитражные и медиативные механизмы, международный лизинг будет продолжать буксовать, а компании — откладывать сделки, как это уже случалось в кейсах крупных поставок локомотивов в Центральную Азию.

Владимир Гамза: Лизинг – ключевой инструмент промышленной реновации

В условиях, когда перед Россией и сопредельными странами стоит масштабная задача технологического обновления, лизинг способен превратить сложные и капиталоемкие проекты реновации в управляемые и реализуемые, снижая барьеры входа и ускоряя цикл модернизации.

«Лизинг — это не просто финансовый инструмент, а ключ к технологическому обновлению: он соединяет деньги, оборудование и сроки так, чтобы промышленность могла перестраиваться без паузы», — подчеркнул Владимир Гамза, председатель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Проблемы технологической модернизации одновременно являются благодатной почвой для развития лизинга. По данным, приведенным В. Гамзой, сегодня в России — около 600 млн кв. м промышленных площадей, из них порядка 200 млн кв. м уже не пригодны для модернизации, а половина — вообще не подходит для промышленного использования. «В горизонте 5–10 лет износ будет усугубляться — это инерция сырьевой модели. При этом две трети лизинга в нынешних условиях все еще не связаны с промышленно‑технологическим сегментом» - отметил В. Гамза.

Эта картина воспроизводится по всему евразийскому пространству: аналогичные вызовы фиксируются в Казахстане и Узбекистане, а также в Кыргызстане. При этом у нас есть уникальные интеграционные инструменты: в рамках ЕАЭС предусмотрена субсидия ключевой ставки для запуска соответствующих проектов — лизинг здесь должен сыграть системообразующую роль, конвертируя финансирование в реальные мощности.

Реновация — это не только строительство нового, но и индустриально организованный демонтаж старого. Речь о переработке гигантского массива промышленных отходов: порядка 70 млрд тонн накоплено только в России, а на одного жителя Мурманской области приходится до 30 тыс. тонн. Этот фронт работ порождает целую линейку лизинговых продуктов: от специализированной техники для демонтажа и сортировки до мобильных комплексов переработки и экологического мониторинга. Лизинговая модель позволяет быстро развернуть парк оборудования, распределив капитальные затраты во времени и привязав платежи к производственным потокам.

Второй контур — строительство новых площадок и их предоставление в лизинг как готовой инфраструктуры. Это естественное продолжение политики перехода к промышленно‑технологической экономике: около 50 федеральных проектов в нацпроектах прямо относятся к индустриальной реновации — фактически это Индустриализация 2.0, - считает В. Гамза. Таксономия, обновления в законодательстве о ГЧП и технологической политике формируют правовую рамку, в которой лизинговая отрасль может масштабировать кооперацию и капитализацию проектов на всем евразийском пространстве.

Экспортный лизинг: низкая база и высокая цена фрагментации

Международный лизинг сейчас имеет низкую базу сделок и огромные перспективы развития, - считает Евгений Царев, сопредседатель Совета - директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ»,Член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, заместитель председателя Подкомитета ТПП РФ по лизингу. Фактически количество реальных трансграничных сделок невелико, а в ряде направлений счет идет на десятки. Это и есть «низкая база», которая не позволяет сформировать критическую массу практики, через которую рождаются типовые решения и отлаживаются правоприменительные механизмы.

Болевые точки известны: НДС при поставках и перемещении имущества, таможенные режимы, отсутствие сопряженных реестров учета предметов лизинга, непрозрачные процедуры изъятия в случае дефолта лизингополучателя, а также вопросы страхования и покрытий, которые в мультиюрисдикционных сделках часто оказываются тонким местом. Отдельной строкой — валютные риски. Если раньше доллар был универсальным стандартом, то сейчас в международных цепочках все чаще встречаются юань и рупия, а значит — новые пары, новые кривые свопов и новые вопросы к хеджу. Для финансовых директоров это не абстракция, а цена сделки, которая может «съесть» маржу даже в приоритетных проектах реального сектора.

«Главное преимущество международного лизинга — возможность выбирать юрисдикцию и правила игры. Но пока низкая база сделок и пробелы в налоговых и таможенных процедурах сводят это преимущество на нет» — Евгений Царев.

Формально правовая рамка есть: Оттавская конвенция определяет базовые отношения сторон и закрепляет ключевые принципы. Однако она давно не описывает все реалии современной трансграничной торговли и кооперации.

Смысл международного лизинга в точности в том, что это прямые инвестиции в машины и оборудование, а не игра с финансовыми деривативами. Возможность выбрать юрисдикцию, более предсказуемую судебную систему, удобный язык договора и страховщиков с релевантной экспертизой — это конкурентные преимущества. Но они работают только там, где есть механизм исполнения судебных решений.

Евгений Царев считает, что надстройкой над конвенцией может служить межгосударственное соглашение о международном финансовом рынке применительно к лизингу: с модельными правилами подсудности (в первой, второй или третьей стране), оговорками о третейском разбирательстве, унификацией базовых налоговых и таможенных подходов, а также созданием единого информационного пространства для обмена данными между участниками и регуляторами.

Это не «бумажная архитектура», а дорожная карта к снижению транзакционных издержек. Практика уже подсказывает, где узкие места: кейсы поставок подвижного состава в Центральную Азию спотыкаются о методику исчисления НДС и процедуру регистрации имущества, а открытие филиалов в соседних странах рано или поздно упирается в непропорциональные издержки времени и капитала. Именно поэтому бизнес и просит предсказуемости: будь то через сопряжение гражданских кодексов или через специализированные арбитражные панели при отраслевых институтах.

Армения: рынок, который растет быстрее ожиданий

Армянский рынок лизинга демонстрирует редкую для региона комбинацию факторов: институциональную зрелость, агрегированный спрос со стороны МСП и точечную, но эффективную государственную поддержку. В результате портфель рынка за последний год прибавил половину, а общий объем приблизился к отметке в миллиард долларов — солидная величина для экономики такого масштаба. Об этом Арсен Базикян, председатель Ассоциации лизингодателей Армении, рассказал на Панели по международному лизингу, впервые проходившей на форуме «Новая эпоха – новые пути», проходившем 20-21 августа в Москве.

«Портфель лизинга за год вырос на 50% и приблизился к миллиарду долларов — это около 3% ВВП. Три госпрограммы сделали лизинг массовым инструментом модернизации» — Арсен Базикян.

А. Базикян перечисляет три столпа этого роста: программы субсидирования для сельхозтехники, промышленного оборудования и модернизации основных средств бизнеса. Важный индикатор — доходность и стоимость фондирования для конечного клиента: субсидируемые ставки в диапазоне 2–4% делают инвестиции в машины и оборудование решаемой задачей для малого и среднего бизнеса, который обычно сталкивается с барьером авансов и «длиной» денег.

Армения дополняет финансовый контур активной коммуникацией с рынком. Республиканская выставка в Меридиан Экспо собирает до 150 брендов поставщиков лизингового оборудования, а тематические мероприятия вроде Medical Expo переводят разговор о лизинге на язык конкретных отраслей. Это не просто «ярмарка», а формирование спроса через демонстрацию решений и сервисов. Плюс — медиа и образование: запуск лизингового подкаста как просветительской и инвестиционной платформы показывает, что ассоциация работает «в длинную», занижая информационные издержки для бизнеса.

Позиция Базикяна по международному лизингу прагматична: география партнерств не должна зависеть от политических циклов, а инфраструктура сделок — от случайностей. Для этого регулятор в Армении — Центральный банк — обеспечивает привычную для финансового сектора рамку надзора, в то время как гражданско-правовая часть лизинга по-прежнему «сидит» в законах, регулирующих арендные отношения. Это компромиссная модель, которая работает, пока существуют понятные правила валютного контроля, страхования и учета. Но для масштабирования трансграничных сделок потребуется внешняя надстройка — тот самый межгосударственный «слой», обеспечивающий арбитраж и исполнимость. Именно поэтому армянский опыт полезно поднимать на региональные площадки: комбинация конкурирующих источников фондирования, активная выставочная и образовательная экосистема, субсидируемые ставки и работа над зеленой таксономией — это набор инструментов, который можно переносить и адаптировать.

Рынок уже голосует за это цифрами: быстрый рост портфелей, высокий интерес международных поставщиков (от агро- до промоборудования), расширение продуктовой матрицы от классического финансового лизинга до операционных форматов и сервисных пакетов.

Казахстан: длинные деньги, сильные частные игроки и ставка на МСП

Казахстанский рынок лизинга — один из самых структурированных в регионе. Две отраслевые площадки — комитет при Ассоциации финансистов и «Казлизинг» — задают ритм дискуссии и стандартизации, а ландшафт игроков сбалансирован: квазигосударственные компании соседствуют с независимыми, в том числе публичными эмитентами. Доклад о развитии лизинга в Казахстане представила Айгуль Таттыбаева, председатель президиума Лизинговой ассоциации Казахстана, на Панели по международному лизингу в ходе форума «Новая эпоха – новые пути».

«В Казахстане 72 лизинговые компании, свыше 90% — частные. Около 60% портфеля — сделки сроком более шести лет. Это хорошая инфраструктура для модернизации транспорта, промышленности и АПК» — сказала А. Таттыбаева.

Ключевой маркер зрелости — «длина» портфеля: 60% сделок длятся более шести лет, что позволяет финансировать капиталоемкие проекты в транспорте, промышленности и сельском хозяйстве. Экономика таких сделок требует устойчивых источников фондирования, и здесь важна связка с банковским сектором: около 70% привлеченных средств поступают от банков второго уровня. Это снижает стоимость денег, но накладывает и требования к риск-менеджменту, кросс-дефолтам и ковенантам, что в итоге подтягивает качество корпоративного управления у лизингодателей.

Айгуль Таттыбаева акцентирует роль МСП: 62% общего объема — это сделки в сегменте, который традиционно испытывает дефицит капитала и не любит крупные авансы. Для сельского хозяйства присутствие глобальных брендов вроде John Deere и Caterpillar в лизинговых программах — это не просто витрина, а сервисная инфраструктура, без которой техника быстро превращается в «железо». Наличие таких игроков дисциплинирует рынок, заставляя подтягивать стандарты сервиса.

Портфель рынка, по словам спикера, измеряется триллионами тенге, причем динамика по состоянию на 2025 год указывает на рост. Это означает, что лизинг в Казахстане — не ниша, а полноценный канал инвестиционного финансирования, через который проходит модернизация ключевых отраслей.

Следующий шаг — наращивание трансграничных сделок и экспортного лизинга. Здесь Казахстан сталкивается с теми же барьерами, что и соседи: учет НДС при перемещении имущества, регистрация транспортных средств, протоколы страховых покрытий и вопросы подсудности.

Кыргызстан: низкая база, двойная скорость и большой аппетит к росту

Кыргызстан сегодня — одна из самых динамичных площадок региона для лизинга. Высокие темпы роста экономики и существенный износ основных фондов создают редкое сочетание: спрос на обновление оборудования здесь не теоретический, а насущный. Об этом на Панели по международному лизингу в ходе форума «Новая эпоха – новые пути» рассказал Антон Ветошкин, заместитель Председателя Правления Российско‑кыргызского фонда развития

«Экономика Кыргызстана растет темпами 9–12% в год, износ основных фондов — 37%. Это рынок, где лизингу есть где развернуться, а зеленая энергетика уже занимает четверть портфеля» — Антон Ветошкин.

Российско‑кыргызский фонд развития уже формирует до трети лизингового рынка, а более 25% собственного портфеля направляет в проекты ВИЭ. Это важный маркер: зеленая повестка не остается на уровне деклараций, а трансформируется в финансируемые активы с понятной выручкой. Учетная ставка в районе 9–10% не выглядит запретительной для лизинговых конструкций, особенно если речь идет о производительности оборудования и экономии операционных затрат.

Прогнозные оценки емкости рынка, озвученные в дискуссии, показывают коридор от 98 млн до почти 400 млн долларов в горизонте 5–7 лет — в зависимости от сценария и скорости реформ. Низкая база — это не недостаток, а преимущество: каждое улучшение институциональной среды дает непропорционально сильный эффект в приросте сделок.

В Кыргызстане преобладают банковские лизинговые платформы, частные инициативы активно закрывают розничный сегмент автотранспорта, на который приходится до половины рынка. Ассоциация лизинга Кыргызстана, созданная в феврале 2025 года, начинает собирать игроков и стандарты. Это шанс быстро «перепрыгнуть» несколько стадий становления отрасли: взять лучшие практики соседей в части договорных конструктов, скоринга МСП, страховых покрытий, процедур изъятия и перепродажи активов.

Инициативы по запуску программ профессиональной подготовки — например, MBA‑треков по лизингу — помогут устранить дефицит компетенций, который тормозит масштабирование. Здесь же — повестка индустриализации: планы по созданию совместной лизинговой компании с участием РКФР и локализационные проекты в автопроме (завод АвтоВАЗа под локальным брендом Muras) формируют спрос на длинные деньги, сервисную инфраструктуру и страхование остаточной стоимости.

Профстандарты и подготовка кадров: без людей индустрия не взлетит

Сближение квалификаций и ГОСТов — это не бюрократия. Это ускоритель входа в индустрию и гарантия качества для клиентов. В приоритете — цифровой лизинг и те зоны, которые пока не охвачены стандартами. Об этом заявила Диана Маштакеева, член совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, член правления РСПП, в ходе Панели по международному лизингу на форуме «Новая эпоха – новые пути», прошедшем 20-21 августа в Москве.

Лизинг взрослеет, и вместе с ним меняется профиль компетенций. Если вчера ядром профессии была юридическая техника договора и базовый кредитный анализ, то сегодня без цифровых инструментов, телематики, работы с данными и продуктовыми конвейерами не получится ни оценить риск, ни удержать клиента на жизненном цикле актива.

Диана Маштакеева точно передает это смещение: независимая оценка квалификаций, сопряжение профстандартов с ГОСТами и образовательные программы — это сквозная инфраструктура, которая делает рынок предсказуемым. В 2017 году НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» уже заложил важный кирпичик: перед получением квалификации специалист должен пройти повышение квалификации по специализированным программам. Сейчас задача — пересобрать содержание под новые реалии: цифровой лизинг, операционные модели, управление остаточной стоимостью, ESG‑таксономии, антифрод и кибербезопасность, а также трансграничная специфика — НДС, таможня, учет, арбитраж.

Последние новости