15 мая 2013 года в ТПП РФ состоялось заседание круглого стола, темой которого стало обсуждение проекта ФЗ "О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

15 мая 2013 года в Торгово‑промышленной палате РФ  состоялось заседание круглого стола, организованного Комитетом ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям (Подкомитетом по лизингу) и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ».

Темой круглого стола было Обсуждение проекта ФЗ "О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

В работе круглого стола приняли участие  представители Минэкономразвития России и Ассоциации российских банков, крупнейшие лизинговые компании России и отраслевые консультанты.

В рамках круглого стола было представлено два законопроекта: 

1)    Проект ФЗ «О внесении изменений в ст.18 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», подготовленный Ассоциацией российских банков 

Предлагаемый законопроект направлен на гармонизацию норм  Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)", устанавливающего специальное правовое регулирование лизинговых правоотношений, связанных с переходом права собственности на предмет лизинга, с соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ "О залоге" об аренде и залоге.

Введение в статью 18 Закона РФ "О финансовой аренде (лизинге)" пункта 4  в предлагаемой редакции призвано, с одной стороны, обеспечить исполнение принципа сохранения залогового обременения предмета залога после выкупа заложенного предмета лизинга лизингополучателем в рамках общего правила, закрепленного в статье 353 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 32 Закона РФ "О залоге" и, с другой стороны, создать правовой механизм защиты интересов лизингополучателя при утрате последним выкупленного имущества при обращении на него залогодержателем взыскания как на предмет залога. При этом лизингополучателю предлагается установить более высокую степень защиты, чем защита интересов покупателя по договору купли-продажи в случае изъятия у него товара (статья 461 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации).  

2)    Проект ФЗ "О внесении изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленный Минэкономразвития России.

Разработчик проекта Консалтинговое агентство «Территория лизинга» 

Предлагаемые изменения в закон «О финансовой аренде (лизинге)» составлены с учетом сложившейся судебной практики по лизингу и направлены на разрешение противоречий, связанных с неоднозначным толкованием ряда положений закона. При разработке изменений учитывались также положения Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге и устранены повторы положений, содержащихся в Гражданском кодексе РФ.

В целях стимулирования развития лизинга в РФ предлагается учесть зарубежный опыт по легализации сделок повторного лизинга. Предложено понятие и критерии таких сделок.

В целях стимулирования развития рынка лизинга недвижимости скорректирован (с учетом сложившейся судебной практики) запрет на лизинг земельных участков. В соответствии с действующим законодательством, договор лизинга (как и иной договор аренды) считается заключенным с момента его регистрации, которая, в свою очередь, возможна только после регистрации перехода права собственности на предмет лизинга на лизингодателя. Для устранения данного противоречия предлагается установить, что договор лизинга недвижимости считается заключенным с момента его подписания, а право лизинга (как обременение) – регистрируется в общем порядке по правилам для регистрации аренды.

Поскольку действующий Гражданский кодекс РФ в качестве обязательного элемента договора лизинга предусматривает заключение договора купли-продажи предмета лизинга, скорректировано с учетом положений ГК РФ, понятие предмета лизинга. В предложенной редакции учтены положения ст. 455 ГК РФ, согласно которым договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. Данное изменение допускает заключение договоров лизинга в отношении предмета лизинга в отношении товара, который будет создан по заказу лизингополучателя, то есть фактически устраняет запрет на приобретение предмета лизинга  по договору подряда.

Согласно ч. 3 ст. 15 действующей редакции Закона, в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным. Поскольку предмета лизинга на момент заключения договора лизинга может не существовать (учитывая положения предыдущего абзаца), предлагается смягчить требование об индивидуализации имущества и предусмотреть возможность заключения договора, в котором будут указаны общие характеристики имущества. В отношении повторного лизинга, где возможна и необходима определенность предмета, должны быть указаны непосредственно идентифицирующие признаки.

Учтена судебная практика о прекращении залога на предмет лизинга.

Во избежание мошеннических действий по необоснованному списанию денежных средств со счета лизингополучателя, с одной стороны, и для унификации процедур бесспорного списания, с другой, предлагается установить не только право на бесспорное списание, но и процедуру такого списания. 

Предлагается установить для лизингодателя гарантии, аналогичные гарантиям кредитора, в случае, если договором лизинга предусмотрено предоставление обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя по уплате лизинговых платежей.

Предлагается  учесть сложившуюся деловую практику, которая предусматривает различенные варианты выкупа имущества; во избежание злоупотребление установлены основания и последствия расторжения договора, упрощается процедура изъятия предмета лизинга.

В целом, предложенные изменения учитывают сложившуюся судебную практику по лизингу и направлены на установление баланса интересов сторон лизингового правоотношения. Кроме того, предложенные изменения направлены на стимулирование развития лизинга в России неналоговыми методами и на преодоление негативной судебной практики, сложившейся в связи с вмешательством суда в экономическую юрисдикцию сторон.

1.   По результатам работы круглого стола принято решение вынести на обсуждение профессионального банковского и лизингового сообщества рассмотренные законопроекты.  Для этих целей принять участие в их обсуждении на специальной странице форума Подкомитета ТПП РФ по лизингу tpprf-leasing.ru.

2.   Рассмотреть возможность объединения двух законопроектов при условии формирования общих подходов и формулировок со стороны банковского и лизингового сообществ. 

 

Принять участие в обсуждении на форуме Подкомитета ТПП РФ по лизингу

Голосовая запись круглого стола

 

 

Последние новости