TAXADVISOR WEEKLY №46

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР НОВОСТЕЙ С 25 НОЯБРЯ ПО 01 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА

Пленум ВС опубликовал Постановление о налоговых преступлениях. ВС поставил очень размытую точку в самом "больном" вопросе о сроке давности налоговых преступлений. Как момент окончания преступления Пленум определил дату фактической неуплаты налогов или сборов. В итоговой редакции, по сравнению с первой версией, появились и другие изменения. Например, ВС сузил круг лиц, относящихся к пособникам - в итоговую версию не вошли "иные служащие организации". Никакого существенного смягчения позиции ВС, о котором пишут СМИ, в итоговом тексте мы не наблюдаем.

ФНС грозится проверить работодателей, нанимающих самозанятых. Служба анонсировала, что совместно с Рострудом будут инициированы проверки компаний, у которых самозанятые фактически исполняют трудовые обязанности. ФНС грозится привлекать к ответственности не только в рамках налогового законодательства, но еще и трудового. Поэтому помимо привычных доначислений НДФЛ и страховых взносов, к горе-оптимизаторам могут применить меры в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток. Показательно, что режим самозанятых не продержался и года без репрессий. Видимо, количество самозанятых стало вызывать беспокойство.

Крупнейшие банки подключились к мониторингу. С января Альфа-Банк, Сбербанк и ДОМ.РФ откроют ФНС доступ к данным налогового и бухгалтерского учета. У каждой из компаний свое видение значимости мониторинга. Сбербанк считает, что это позволит достичь налоговой определенности. Альфа-Банк - выработать единые и понятные трактовки НК. ДОМ.РФ же считает, что мониторинг снизит издержки налогового контроля и администрирования. Выяснилось, что подготовка к изменениям для банков занимает долгое время: от полугода до двух лет. По этой причине другие банки - Открытие и Россельхозбанк, откладывают переход на налоговый мониторинг на 2021-2022 годы.

Правительство обсудило проект "регуляторной гильотины". Премьер-министр отметил, что 2 млн. нормативных правил, большинство из которых остались еще со времен СССР, устарели. Но главный вопрос не в том, чтобы отменить старые нормы, а в том, чтобы создать новые - логичные и понятные. Например, если производство не связано с прямой опасностью для здоровья, нет необходимости проводить масштабные выездные проверки. Вместо этого можно провести закупку или выборочный контроль, а по итогам выдать рекомендации, как все исправить. Планируется ввести единое контрольно-надзорное производство, то есть регламент действий органов власти. Кроме того, вся переписка будет вестись посредством электронного документооборота.

Бизнес боится показывать высокую прибыль, сообщает Максим Орешкин. Как пример он привел одно из региональных предприятий, акционеру которого указали на способы увеличения производительности труда и повышения доходов. Акционер ответил отказом, поскольку стоит только увеличить доход, как сразу придут контролеры, региональные власти с просьбой профинансировать проект, а потом и правоохранительные органы. Кстати, подтверждение этого аргумента можно найти в исследовании, поведенном PwC. Из документа следует, что 42% независимых респондентов считают, что снижение налогов и снижение давления на бизнес - ключевые критерии развития. Антон Силуанов возразил коллеге, поскольку считает, что проведение проверок не связано с прибыльностью бизнеса. В МЭР предложили пересмотреть подходы и сформировать иное мнение о прибыльном бизнесе. Прибыль - это труд людей, менеджеров, это то, к чему нужно относиться с уважением, подчеркнул Орешкин.

26% элитных авто исчезли из учета. Компания Финэкспертиза провела исследование, в котором выявила, что в период с 2015 по 2017 число дорогих автомобилей, принадлежащих физическим лицам, росло. Но в 2018 году их количество резко снизилось на четверть. Гипотетически, они могли быть переданы компаниям или проданы за рубеж (что маловероятно). Но факт остается фактом: с 2015 по 2018 количество дорогих авто увеличилось на 54%, а собираемость транспортного налога выросла только на 6,4%.

Перейти на страницу TAXADVISOR WEEKLY