НРА: Мягко стелет – жестко спать. Лизинговая отрасль в условиях текущей ДКП

Резюме 

  • Объем нового бизнеса в натуральном выражении за первые девять месяцев 2024 года снизился на 11% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Ожидаемый объем нового бизнеса на конец 2024 года составляет около 585 тысяч единиц в базовом варианте и около 520 тысяч единиц в пессимистичном сценарии. Объем нового бизнеса в денежном выражении (стоимость имущества) составит на конец 2024 года около 3,2 трлн рублей, а размер лизингового портфеля на конец 2024 года составит около 12 трлн рублей. Доля лизинга в ВВП на конец 2024 года составит около 2,3%.
  • Сегмент автолизинга легкового транспорта остается драйвером российского лизинга. Стимулом к развитию легкового сегмента является высокий спрос со стороны операторов каршеринга и такси. Однако этот сегмент может стать волатильным после повышения ставок утилизационного сбора с октября 2024 года.
  • По итогам 2024 г. рост корпоративного бизнеса в сегменте автолизинга прогнозируется в размере до 20%, преимущественно за счет роста стоимости предметов лизинга, а также роста грузооборота компаний, потребности перевозчиков в расширении и замене автопарка и переориентации на китайских производителей.
  • Максимальное снижение передаваемых клиентам предметов лизинга за указанный период 2024 года произошло в сегменте оборудования (падение составило 30%). На текущий момент не налажено качественное импортозамещение, российские производители не могут в полной мере удовлетворить потребности производителей в качественном современном оборудовании. Агентство отмечает снижение темпов роста лизинга железнодорожной техники. Это вызвано дефицитом запчастей для ремонта, ростом себестоимости производства новых вагонов, снижением объемов погрузки.
  • В лизинговой отрасли наблюдается снижение рентабельности бизнеса по причине роста ставок фондирования и растущей конкуренции. Лизинговые сделки заключаются под 22-28%, что влечет за собой снижение спроса, а также увеличение вероятности дефолта лизингополучателя из-за высокой кредитной нагрузки. Отмечается также увеличение риска ликвидности активов, обусловленного тем, что новые предметы лизинга, преимущественно китайского производства, значительно теряют стоимость в процессе эксплуатации, что затрудняет дальнейшую реализацию с положительным сальдо в случае изъятия техники.
  • Рост бизнеса наиболее вероятен среди крупных игроков лизингового рынка, преимущественно участников банковских групп, у которых есть возможность участвовать в государственных программах и оформлять субсидии.
  • В 2025 году развитию рынка лизинга могут способствовать непроцентные доходы за счет развития сопутствующих продуктов. Перспективными направлениями лизинга могут стать ESG-лизинг и исламский лизинг. Отрасль нуждается в государственном стимулировании лизинга оборудования (особенно в сегменте станкостроения) для избегания долгосрочного спада этого направления.

Подробнее в аналитическом обзоре НРА «Мягко стелет – жестко спать. Лизинговая отрасль в условиях текущей ДКП» и публикации «Коммерсантъ».