Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 181 за май 2023 года

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

 

  181                                                                                                май 2023 года

Версия для печати (doc)

ТПП РФ предложила возобновить работу по регулированию неналоговых платежей

Палатой подготовлены материалы по теме «Систематизация неналоговых платежей как инструмент улучшения делового климата и стимулирования экономического роста», подготовленные, в том числе, на основании результатов проведенного анкетирования организаций системы ТПП РФ.

По мнению ТПП РФ, в целях обеспечения развития экономики необходимо не только повысить прозрачность отечественной налоговой системы, но и выработать понятные правила установления и взимания  неналоговых платежей, формирование единого перечня таких платежей и сокращение издержек на их исполнение. Это связано с тем, что вне рамок Налогового кодекса РФ,  помимо обычной налоговой нагрузки бизнес вынужден платить различные «прочие» платежи,  аналогичные налогам и сборам, составляющие до 1 % валового внутреннего продукта.

При этом беспокойство бизнеса вызывает не сама по себе сумма платежей, а множество самых разных правил и, наоборот, пробелов там, где может быть системное, ясное регулирование. Чаще всего порядок уплаты описан в подзаконных актах, языком инструкций, причём эти инструкции фрагментарны и допускают разные толкования чиновниками на местах.

ТПП РФ предлагает:

- возобновить с участием ТПП РФ и других бизнес-объединений системную работу по регулированию неналоговых платежей в РФ;

- провести полную инвентаризацию всех неналоговых платежей, взимаемых на федеральном уровне (сейчас их 53, ряд неналоговых платежей, выявленных ранее, перешли в статус налоговых платежей и в настоящее время установлены в НК РФ);

- оценить совокупную фискальную нагрузку, которую несет бизнес по неналоговым платежам;

-  рассмотреть вопрос создания единого реестра неналоговых платежей с тем, чтобы платежи в него не включенные взиматься не могли;

- возобновить работу по тексту рамочного законопроекта «О регулировании неналоговых платежей» и при необходимости внести в него и другие нормативные акты соответствующие изменения.

В ближайшее время вопрос планируется комплексно обсудить на правительственных площадках.

 

Правительство РФ поддержало предложения ТПП РФ по

профилактическим мероприятиям в контроле (надзоре)

 

29 мая на заседании Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности рассмотрен пакет правительственных поправок к проекту федерального закона № 209495-8 «О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект был разработан ТПП РФ и внесен в Государственную Думу группой депутатов (К.Ю. Захаровым, А.Б. Выборным, В.В. Павловым и др.).

 ИМ предлагается наделить контролируемых лиц правом обращаться в контрольные (надзорные) органы с заявлением о проведении профилактического визита.

Поправки предусматривают, что контрольные (надзорные) органы рассматривают заявление бизнеса о проведении профилактического визита в течение 10-ти рабочих дней. При этом учитывается кадровая и финансовая обеспеченность такого органа. Также поправки устанавливают перечень оснований для отказа в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица.

Таким образом, поправки дополнительно конкретизируют предложения ТПП РФ по совершенствованию законодательства о контроле (надзоре) и поддерживаются.

 

Продолжается работа по принятию и доработке законов о региональных ТПП

 

Союзом «Торгово-промышленная палата Нижегородской области» совместно с Комитетом по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма Законодательного собрания Нижегородской области и Государственно-правовым департаментом Нижегородской области подготовлен проект закона Нижегородской области «О торгово-промышленной палате Нижегородской области».

Проектом предусматриваются основные права и направления деятельности региональной Палаты, процедура взаимодействия с Законодательным Собранием и органами исполнительной власти Нижегородской области; закрепляется статус ТПП Нижегородской области как организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающей поддержку субъектам предпринимательской деятельности. Также Палата получает возможность участвовать в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области. Концепция законопроекта поддержана ТПП РФ, соответствующее заключение направлено.

Также Союзом «Торгово-промышленная палата Калужской области» проводится работа по продвижению и подписанию проект закона Калужской области «О Союзе «Торгово-промышленная Палата Калужской области», разработанный с учетом замечаний и предложений, поступивших от Губернатора Калужской области и Законодательного Собрания Калужской области.

Проектом предлагается установить порядок осуществления Палатой полномочий по защите интересов предпринимательства Калужской области, определить условия взаимодействия ТПП Калужской области с органами законодательной и исполнительной власти области и предусмотреть участие в подготовке нормативных правовых актах в целях защиты бизнеса.

ТПП РФ в адрес Губернатора Калужской области и председателя Законодательного собрания Калужской области направлены ходатайства о необходимости принятия закона на территории Калужской области.

В настоящее время ведется доработка проекта на экспертном уровне.

 

Правительство РФ представило новые изменения в рамках реализации основных направлений налоговой политики

 

31 мая Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект  № 369931-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики на среднесрочную перспективу).

В части налогового администрирования предлагается наделить ФНС России полномочиями по утверждению порядка постановки на учет и снятия с учета лиц в налоговых органах и определению особенностей учета крупнейших налогоплательщиков, в том числе установление критериев отнесения лиц к категории крупнейших налогоплательщиков.  Также проектируется ряд мер, направленных на дальнейшее развитие электронного документооборота в налоговой сфере. Так, предлагается установить возможность использования личного кабинета налогоплательщика индивидуальным предпринимателям и внедрить в налоговые правоотношения электронную банковскую гарантию.

В части налога на добавленную стоимость предлагается отменить освобождение от НДС услуг застройщика, оказываемых при строительстве помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию) и увеличить со 100 до 300 рублей лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, и освобождаемых от НДС, поскольку действующий в настоящее время лимит не пересматривался с 2005 года.

Помимо этого, продлевается до 2030 года 50-процентное ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.

          Что касается вопросов уплаты НДФЛ в отношении релокантов, то есть тех, кто  получает доход от российских компаний, находясь при этом за границей. В первой версии законопроекта, который бы отозван Правительством РФ из Госдумы,  предлагалось удерживать НДФЛ по ставке 30% с тех, кто работает за границей и получает доход в России. С любой страной выполнения работ в договоре. Получаете деньги на счет в российском банке без статуса налогового резидента — платите 30%. Любой, кто работает на российскую компанию из другой страны, должен был бы платить НДФЛ по повышенной ставке. Даже если раньше мог законно не платить вообще ничего.

          Что нового в этой части перевнесенной версии законопроекта?

В 2024 году по ставке 13 или 15% НДФЛ будут платить работники с трудовыми договорами, если работодатель — российская организация или обособленное подразделение иностранной компании.

С 2025 года по ставке 13 или 15% НДФЛ будут платить исполнители с гражданско-правовыми договорами, которые используют в работе российские домены, программы или технические средства, размещенные на территории России, при любом из условий:

·        есть статус налогового резидента;

·        доходы поступают на счет в российском банке;

·        выплаты приходят от российских организаций или ИП, или от подразделений иностранных компаний в России.

То есть статус резидента в некоторых случаях будет не важен. Даже для нерезидентов налог составит 13% — при условии, что деньги приходят от заказчика из России. При этом уже неважно, какое указано место выполнения работ: даже если это другая страна, все равно нужно платить налог.

С трудовым договором зарплату можно получать и на счет не в России — ставка все равно не будет повышенной.

С 2024 года не придется платить НДФЛ, если ни одно из условий не соблюдается — то есть, нет ни резидентства, ни выплат на счет в российском банке, ни заказчиков из России. Например, дизайнер уехал в другую страну, потерял статус налогового резидента, разорвал отношения с заказчиками из России, не использует здесь домены и удаленные рабочие столы — только тогда он российскому бюджету ничего в виде НДФЛ не должен.

Для уехавших за границу по действующим в 2023 году правилам дистанционные работники российских компаний могут платить НДФЛ по ставке 13—15% или 30% — зависит от статуса налогового резидента. Повышенная ставка действует для нерезидентов, у которых в договоре указано, что место выполнения работ при сотрудничестве с российским заказчиком — Россия, а не другая страна.

Считать и удерживать НДФЛ по новым правилам будут делать налоговые агенты — работодатели или заказчики. Причем налоговыми агентами станут и иностранные организации, которые платят релокантам за работу в российском сегменте интернета.

 

Палата разработала ряд предложений в сфере интеллектуальной собственности

 

Так, предлагается снизить на 50% для предприятий-производителей социально значимых товаров размер пошлин, предусмотренных п. 2.11, 2.12 и 2.13. Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941).  Данная мера позволит стимулировать предприятия обеспечивать охрану своих средств индивидуализации, что в свою очередь не позволит развиваться рынку фальсификата и контрафактной продукции.

Кроме того, предлагается упростить процедуру регистрации лицензионных соглашений по товарным знакам, сделав ее явочной, по аналогии с процедурой регистрации программ для ЭВМ, где проверке в течение короткого периода (до одной недели) подлежит только формальная сторона вопроса, а сущностные условия не рассматриваются и не проверяются.

Подобные упрощения позволят максимально расширить поле распоряжения правом на товарные знаки, что соответствует современным потребностям формирования пула отечественных брендов на рынке.

Также предлагается разработать и нормативно закрепить методику информирования Роспатентом добросовестных производителей региона не только о подаче заявки, но и о состоявшейся регистрации ГУ или НМПТ, с привлечением местных органов власти, представительств ТПП РФ в регионах, профессиональных объединений производителей.  Законодательно установить срок, в течение которого использование ГУ или НМПТ после их регистрации производителями, указывающими подлинное место происхождения товара, не будет являться нарушением (например, при условии подачи в течение определенного срока заявки на получение права на ГУ или НМПТ). Законодательно установить, что указание производителями на этикетке официального наименования места производства товара в соответствии  требованиями законодательства о защите прав потребителей не будет являться нарушением права на ГУ или НМПТ.

Эти и другие предложения бизнеса Палата направила в профильные органы власти по итогам прошедшего 15 Форума ТПП РФ по интеллектуальной собственности.

 

За впервые совершенные правонарушения в сфере распространения рекламы через интернет ТПП РФ предлагает ограничиться предупреждением

 

В Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству на основе мнения профильного Комитета ТПП РФ инициированы поправки к проекту федеральному закона № 337373-8 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Им предлагается установить административную ответственность за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети «Интернет». Законопроект предусматривает меры административной ответственности за неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламных систем, формальных по своей сути обязанностей по  предоставлению информации о распространенной в интернете рекламе в соответствующий контрольно-надзорный орган, соблюдению достоверности, полноты и сроков её предоставления.

При этом за такие нарушения, не влекущие последствий в виде причинения какого-либо вреда или имущественного ущерба, безальтернативно предлагается сразу назначать штраф в размере, существенно влияющим на ведение рекламного бизнеса. Штраф для юридических лиц будет составлять до пятисот тысяч рублей, а юридических лиц – операторов рекламных данных – до семисот тысяч рублей.

Палата предложила в первый раз за указанные правонарушения ограничиваться предупреждением, прямо закрепив такую возможность в санкциях проектных норм, позволив тем самым рекламодателям исправить допущенные, возможно и неумышленно, ошибки и неточности при исполнении возложенных на них обязанностей. 

Для устранения технических проблем, которые сейчас возникают у операторов рекламных систем и данных при передаче необходимой информации в Единый реестр интернет-рекламы, Палата предложила отсрочить вступление в силу данного проекта федерального закона до сентября 2023 года.

Предлагаемые Палатой поправки  позволят дифференцировать наказание за вводимые законопроектом правонарушения, а также предоставить распространителям рекламы необходимое для устранения технических сложностей по передаче необходимой информации время.

 

ТПП РФ предлагает доработать законопроект о железнодорожных туристических поездах

 

ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры направлены замечания по проекту федерального закона № 319049-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части законодательного закрепления понятий в сфере железнодорожного туризма).

Законопроектом предлагается дополнить «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) понятием «железнодорожный туристский поезд». Порядок и условия перевозки пассажиров в железнодорожном туристском поезде предложено закрепить в статье 3 Устава, законодательно определив, что они устанавливаются перевозчиком и не должны противоречить правилам перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предложено закрепить понятие «железнодорожный туристский маршрут».

По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения позволили бы дифференцировать железнодорожную туристическую перевозку от регулярной пассажирской перевозки в зависимости от маршрута следования железнодорожного туристского поезда и цели перевозки пассажиров.

Палатой отмечено, что определения вводимых законопроектом понятий не позволяют провести разграничение между железнодорожной туристической перевозкой и пассажирской перевозкой.  Так, вводимое авторами законопроекта в Устав понятие «железнодорожный туристский поезд» не соответствует предмету правового регулирования Устава и основным понятиям, уже закрепленным в Уставе.

По мнению Палаты, дополнительного обоснования и понимания требует вводимое в Устав авторами законопроекта словосочетание «пассажирский вагон (вагоны), следующий по железнодорожному туристскому маршруту», поскольку самостоятельное передвижение вагонов, вне железнодорожного поезда, осуществляться не может.

ТПП предлагает уточнить возможность использования туристических вагонов в составе обычного пассажирского поезда, т.к. для экскурсионной программы необходимо больше времени по сравнению с предусмотренным расписанием движения поезда.

Палата считает, что законопроект в предложенной редакции осложнит регулирование деятельности существующих туристских поездов и требует существенной доработки.

 

ТПП РФ предложила создать равные условия между участниками железнодорожных перевозок при необоснованном простое вагонов

 

ТПП РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Законопроектом предлагается включить владельцев железнодорожных путей необщего пользования в число лиц, которым перевозчик, помимо грузоотправителя и грузополучателя, уплачивает штраф за простой вагонов по своей вине.

Действующее законодательство предусматривает ответственность перевозчика за задержку подачи/уборки вагонов только перед грузоотправителем или грузополучателем, если такая задержка произошла по вине самого перевозчика. При этом в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации не учтены интересы предприятий промышленного железнодорожного транспорта (далее - ППЖТ), которые лишены права требовать законную неустойку с перевозчика за занятость железнодорожных путей необщего пользования. Это создает неравные условия между грузоотправителем, грузополучателем и ППЖТ. Пользуясь отсутствием ответственности, перевозчики могут занимать принадлежащие таким предприятиям пути вагонами, что влечет за собой существенные ограничения производственных мощностей ППЖТ, падение эффективности использования маневрового подвижного состава, снижение ритмичности процесса подачи/уборки вагонов.  В итоге возникает риск финансовой ответственности ППЖТ перед грузовладельцем, собственником подвижного состава, перевозчиком за длительное нахождение вагонов, простаивающих на путях ППЖТ сверх нормативного времени по вине перевозчика.

Предложенные ТПП РФ изменения в статью 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации будут стимулировать перевозчика к снижению эксплуатационных расходов и повлияют на своевременность доставки грузов, привлекательность железнодорожного транспорта в целом, так как будет снижено время простоя вагонов и время оборота вагонов на станциях погрузки/выгрузки.

Законопроект направлен в Минтранс России для получения позиции ведомства.

 

ТПП РФ внесла предложения по расширению внутреннего рынка газа

 

ТПП РФ на основе предложений членов Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации».

Проект направлен на расширение внутреннего рынка газа, осуществление гарантированных поставок сжиженных углеводородных газов, сжиженного природного газа, компримированного природного газа для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей населения Российской Федерации.

В этих целях предлагается придать альтернативным видам газа статус равного природному газу, урегулировать плату за технологическое присоединение к единой системе цифрового учёта и определить порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса по вопросу газоснабжения на территории Российской Федерации.

Законопроект направлен в Министерство энергетики Российской Федерации для получения позиции ведомства.

 

Палата предлагает сохранить преемственность системы нормативно-технического регулирования для обеспечения безопасности зданий и сооружений

 

ТПП РФ направила в Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству замечания и предложения по проекту федерального закона № 322233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который готовится к рассмотрению во втором чтении.

Проект предусматривает отказ от принципа обязательности применения национальных стандартов и сводов правил для соблюдения требований  о безопасности объектов строительства и расширяет перечень нормативных документов добровольного применения для соблюдения Технического регламента при строительстве за счет стандартов иностранных государств и стандартов организаций. 

Палата предложила в законопроекте предусмотреть преемственность эффективной системы нормативно-технического регулирования обеспечения безопасности зданий и сооружений, поскольку:

- предусмотренная в законопроекте возможность выбора заказчиком (застройщиком) новых требований нарушает основные принципы технического регулирования в части применения единых правил установления требований к продукции;

- предоставленная законопроектом возможность применения при строительстве любых документов по стандартизации иностранных государств, в том числе стандартов зарубежных компаний, ассоциаций (объединений), является дискриминацией по отношению к российским документам по стандартизации, состав которых для применения в целях оценки соответствия требованиям технических регламентов законодательно ограничен и которые для применения должны пройти процедуры экспертизы и регистрации;

- исключение из Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормы о публикации Перечня национальных стандартов и сводов правил, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента, сделает невозможным доведение необходимой информации до проектных и строительных организаций, органов государственного контроля (надзора) и органов, проводящих оценку соответствия требованиям технического регламента. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на уровне обеспечения безопасности строительных объектов.

 

Палата направила в Минэкономразвития предложения по пересмотру актов, при применении которых у бизнеса возникают проблемы

 

11 мая по запросу Минэкономразвития России подготовлены предложения ТПП РФ относительно обязательных требований, в отношении которых будет проводиться оценка их фактического применения на практике в 2024 году. Данная оценка является инструментом ежегодного поиска и отмены обязательных требований, при применении которых у бизнеса возникают проблемы и противоречия, либо которые носят явно избыточный характер. Процедура была предусмотрена Федеральным законом от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который был разработан с участием Палаты.

Предложения Палаты на ежегодной основе входят в доклад Минэкономразвития и позволяют снизить избыточное административное давление на бизнес.

Предложения ТПП РФ затрагивают 8 сфер предпринимательской деятельности (транспорт, оборот драгоценных металлов и камней, таможенное регулирование и т.д.). Например, предлагается исключить дублирование обязательных требований, которые обязывают предпринимателей наносить маркировку не только на бирку к ювелирному изделию, но и на само ювелирное изделие, что возлагает на ювелирный бизнес дополнительные издержки.

Также отмечено множество проблем, возникающих у бизнеса при таможенном оформлении, в том числе то, что в настоящее время таможенные органы в силу излишних требований задерживают выпуск товаров на несколько дней даже после составления акта таможенного досмотра, что создает у отечественных экспортеров и импортеров дополнительные издержки.

Предложения, полученные от бизнеса, будут проанализированы Минэкономразвития на предмет содержания в нормативных актах избыточных, избыточных и устаревших обязательных требований. В случае, если по результатам анализа подтвердится наличие в нормативном акте обременительных для бизнеса требований, такой акт будет отменен или пересмотрен.

 

Бизнес предлагает сохранить водопользование без предоставления водных объектов под плавучими объектами, используемыми в транспортных целях

 

Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры готовится к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона № 226964-8 «О внесении изменений в статью 47 Водного кодекса Российской Федерации».

Редакция законопроекта, принятого в первом чтении, предусматривает использование примыкающих к земельным участкам и (или) сооружениям акваторий водных объектов под плавучими объектами на основании договора водопользования, заключаемого без проведения торгов. Заключение договора водопользования предполагает использование водных объектов под плавучими объектами (в т.ч. через которые осуществляется посадка/высадка пассажиров) на платной основе, что существенно увеличит расходы предприятий морского, внутреннего водного транспорта после вступления в силу данного закона и стоимость поездки для пассажиров.

Кроме того, в соответствии с законопроектом такие же требования будут действовать в отношении понтонов, брандвахт, дебаркадеров, принадлежащих водоканалам, организациям, обслуживающим внутренние водные пути и финансируемым за счет бюджета.

В настоящее время вопросы, связанные с водопользованием судами и плавучими объектами на внутреннем водном транспорте, полностью урегулированы пунктом 1 части 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ), предусматривающим осуществление водопользования без предоставления водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта (т.е. бесплатно).

ТПП РФ направлены письма в Минтранс России и ответственный Комитет Государственной Думы с предложением при подготовке ко второму чтению законопроекта № 226964-8 «О внесении изменений в статью 47 Водного кодекса Российской Федерации» в проектируемой части 5 статьи 47 ВК РФ сохранить действующий порядок использования без договора водопользования акваторий поверхностных водных объектов для размещения плавучих объектов, используемых для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта.

 

ТПП РФ предлагает создать равные условия добычи россыпного золота для старателей и малых предприятий

 

ТПП РФ направлены в комитеты Государственной Думы замечания и предложения по внесенным Правительством Российской Федерации проектам федеральных законов № 343102-8 «О старательской деятельности», № 343111-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 343104-8 «О внесении изменений в статьи 161 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В соответствии с законопроектами граждане Российской Федерации, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в порядке апробации в течение трех лет смогут осуществлять старательскую деятельность на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны с возможностью распространения ее на другие субъекты Российской Федерации. Доходы старателя, полученные от продажи добытого золота весом до 1 кг в химически чистом виде, не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Положительной стороной законопроектов, по мнению Палаты,  является возможность для индивидуальных предпринимателей – старателей осуществлять добычу золота из россыпных месторождений без проведения геологического изучения недр, без проведения оценки и государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, без согласования и утверждения технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

ТПП РФ, отраслевые объединения предпринимателей предлагают распространить аналогичные условия на все предприятия, разрабатывающие техногенные россыпные образования, что приведет к масштабному освоению техногенных объектов и позволит расширить минерально-сырьевую базу действующих предприятий. Освобождение от выполнения указанных требований только старателей – индивидуальных предпринимателей создаст неравные условия ведения хозяйственной деятельности для действующих малых предприятий с такой же численностью работников (до 11 человек), которые обязаны исполнять требования законодательства о недропользовании в части разведки, подсчета запасов и экспертизы полезных ископаемых.

В случае превышения порогового значения 1 кг добытого старателем золота, доходы от продажи которого не облагаются НДФЛ, высока вероятность реализации его лицам, занимающимся нелегальной скупкой, которые смогут оформить статус индивидуальных предпринимателей – старателей и, тем самым, получить возможность легальной перевозки золота.

Полагаем, одним их главных вопросов, требующим урегулирования в рассматриваемых законопроектах, является организация официальной сдачи золота, добытого индивидуальными предпринимателями – старателями.

В целях сохранения сырьевой базы действующих предприятий Палата предлагает дополнить перечень территорий, на которых не может осуществляться старательская деятельность:

- территориями с прогнозными ресурсами полезных ископаемых;

- территориями с техногенными образованиями с низкими содержаниями золота, которые активно разрабатываются предприятиями с применением мощного высокопроизводительного оборудования.

 

Управление многоквартирными домами нуждается в саморегулировании

 

24 мая в ТПП РФ состоялось заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, на котором совместно с Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства рассмотрен вопрос организации саморегулирования в отрасли управления многоквартирными домами.

Поскольку существующая система лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами не послужила повышению качества работы, предложено внедрить саморегулирование в сфере управления МКД, разработав соответствующие поправки в законодательство. Для выработки единой позиции по данному вопросу принято решение провести в ТПП РФ дополнительное заседание с привлечением представителей Минстроя России, управляющих компаний и СРО.

На заседании также рассмотрен проект федерального закона                  № 321725-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о допуске к страхованию ответственности арбитражных управляющих обществ взаимного страхования. Концептуально поддержав законопроект в части необходимости расширения способов обеспечения ответственности членов СРО арбитражных управляющих, предложено дополнительно в Федеральном законе «О взаимном страховании» урегулировать деятельность обществ взаимного страхования; предусмотреть различия концепции внесения взносов членов СРО в общества взаимного страхования от внесения взносов в компенсационный фонд; установить обязанность согласовывать с СРО договоры членов, заключенных с обществами взаимного страхования и др.

 

Палата предлагает исключить дублирование отчетности о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов

 

ТПП РФ направлено письмо в Минтруд России по проблеме дублирования отчетности по трудоустройству инвалидов, представляемой работодателем в федеральные и региональные органы службы занятости.

В настоящее время работодатели города Москвы обязаны направлять одну и ту же информацию о выполнении квоты по трудоустройству инвалидов (и молодежи для г. Москвы) не только ежемесячно на единую цифровую платформу «Работа в России» (на основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1), но и еще и по другой форме ежеквартально в региональную службу занятости.

Ежеквартальное направление работодателями информации о выполнении квоты предусмотрено пунктом 4 статьи 4 Закона города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» и осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

Работодатели представляют в центр занятости населения города Москвы один раз в квартал до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи по форме, утвержденной Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утв. пост. Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

В целях снижения нагрузки на работодателей Палата предлагает предусмотреть:

- возможность получения регионами соответствующей информации в рамках межведомственного взаимодействия либо из информации, размещаемой работодателем на единой цифровой платформе;

- обязанность субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в части сроков и состава сведений, направляемых работодателем, в соответствие с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (или новой редакцией этого Закона, который находится на рассмотрении Государственной Думы).

 

Коротко:

2 мая в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 350131-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 54 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». Законопроектом ограничивается возможность получения внереализационных доходов аптечными организациями и организациями оптовой торговли и устанавливается максимальный размер платы за услуги по продвижению продукции в пять процентов.

4 мая в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 353469-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 1.2 статьи 9 Закона, предусматривающие доведение продавцом (владельцем агрегатора) до потребителя информации об обязательном подтверждении соответствия товаров путем предоставления в описании товара ссылки на запись в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, содержащую сведения о сертификате соответствия и (или) декларации о соответствии. Аналогичным по содержанию абзацем дополняется пункт 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей.

5 мая в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 353842-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», который  17 мая принят в первом чтении.

Законопроектом  предлагается закрепить содержание Технологических правил производства винодельческой продукции как единого исчерпывающего документа, который устанавливает особенности применения прямо предусмотренных Федеральным законом технологических приемов, операций и средств, дополнительные технологические приемы, операции и средства, разрешенные к применению при производстве на территории Российской Федерации виноградного сусла, вина, крепленого вина, игристого вина, коньяка и коньячного дистиллята, а также перечень и особенности применения технологических приемов, операций и средств, прямо не предусмотренных Федеральным законом для винодельческой продукции, за исключением виноградного сусла, вина, крепленого вина, игристого вина, коньяка и коньячного дистиллята.

11 мая в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 357275-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования института единого налогового счета). В целях обеспечения более стабильных поступлений в региональные и местные бюджеты законопроектом предлагается предусмотреть зачисление НДФЛ в соответствующие бюджеты в первоочередном порядке.

18 мая Государственной Думой принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в части уточнения порядка информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ)».

Закон направлен на упрощение порядка исключения юр. лица, являющегося субъектом МСП, из единого государственного реестра юридических лиц по решению учредителей (участников) и предусматривает возможность исключения ЮЛ, являющегося субъектом МСП, из ЕГРЮЛ по решению учредителей (участников) и (или) руководителя ЮЛ учредителя (участника) путем направления обращения в заявительной форме в регистрирующий орган. Указанное решение принимается всеми учредителями (участниками) ЮЛ, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъектам МСП, единогласно. В заявлении подтверждаются расчеты с кредиторами ЮЛ. Палата поддерживала Закон. Закон вступает в силу с 1 июля 2023 г.

23 мая депутатами Государственной Думы внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 365083-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».

Законопроект устанавливает ключевые параметры к территории парков, требования к объектам их инфраструктуры, а также к управляющим компаниям парков.

23 мая сенаторами Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 365108-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроектом предусмотрена возможность возведения объектов капитального строительства на особо ценных сельхозземлях под виноградники в целях развития винного туризма.

24 мая депутатами Государственной Думы внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 365381-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект направлен на уравнивание некоммерческих организаций в правах с коммерческими организациями в части срока, в течение которого юридические лица обязаны сообщать в регистрирующий орган об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (за исключением сведений о полученных лицензиях).

25 мая сенаторами Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 366535-8 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Законопроектом предлагается продлить срок, установленный Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 485-ФЗ по ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

25 мая Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 366888-8 «О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается статью 5.31 КоАП дополнить новой частью, предусматривающей усиление ответственности в двукратном размере. В настоящее время ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению установлена статьей 5.31 КоАП РФ, предусматривающей ответственность работодателя в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

26 мая депутатами Государственной Думы и сенаторами Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 367060-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Законопроектом предусматривается создание социального банковского счета и социального банковского вклада, условия которых будут предусматривать гарантированное начисление дохода в размере процентной ставки в привязке к ключевой ставке Банка России. Открытие таких счетов будет доступно только для граждан с подтвержденным низким уровнем доходов - получателей мер социальной поддержки. Максимальный размер средств по договору социального банковского вклада - до 50 тысяч рублей.

 

 

 

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ