Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 173 за май 2022 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№  173                                                                                                   май 2022 года

Палата направила в Совет Федерации рекомендации по реформированию законодательства о банкротстве

В Комитет Совета Федерации по экономической политике направлены предложения по совершенствованию законодательства о банкротстве.

В частности, предложено:

1. Внести изменения в пункт 3 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», исключив требование о наличии договора страхования как обязательном условии членства в СРО арбитражных управляющих и дополнить  альтернативными способами страхования по усмотрению СРО: добровольным страхованием и членством в обществе взаимного страхования.

2. Статью 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дополнить добровольным страхованием и членством в обществе взаимного страхования.

3. В связи с введением моратория на банкротство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 на период с 1 апреля по 1 октября 2022 г. предлагается ввести мораторий на исполнение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части  наличия у члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих договора обязательного страхования ответственности, отвечающего условиям, установленным статьей 24.1 указанного Закона.

4. Доработать проект федерального закона № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реформирования института банкротства), предусмотрев минимальный размер компенсационного фонда в сумме десяти миллионов рублей и определив   компенсационную выплату из компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих не более десяти миллионов рублей по требованию о компенсационной выплате применительно к одному случаю причинения убытков.

5. Упростить проведение собраний и комитетов кредиторов с учетом сокращения финансовых потоков в сфере деятельности, связанной с проведением процедур банкротства, а также предусмотреть представление отчетности и иных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве в электронном виде по указанным ими адресам электронной почты.

Представленные предложения Комитет Совета Федерации по экономической политике планирует проработать и включить в рекомендации по реформированию законодательства о банкротстве. 

ТПП РФ предлагает доработать законопроект об обращении с вторичными ресурсами

 24 мая Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 74418-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части регулирования обращения с вторичными ресурсами», в соответствии с которым вводятся новые понятия («вторичные ресурсы», «вторичное сырье»), определяется порядок обращения с вторичным ресурсами, планируется установить перечень видов товаров и работ, производство и выполнение которых допускается только с использованием определенной доли вторичного сырья.

Проектом закона также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым будут отнесены вещества или предметы, не являющиеся продукцией производства, причем собственники самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо к побочным продуктам производства.

Побочные продукты производства признаются отходами в случаях:

размещения их в объектах размещения отходов;

неиспользования в качестве сырья в собственном производстве или путем передачи иным лицам в качестве продукции по истечении 3 лет с момента отнесения веществ и предметов к побочным продуктам производства.

В этом случае плата за размещение побочных продуктов, признанных отходами отходов, устанавливается с повышающим коэффициентом 52, что станет для большинства предприятий непосильной финансовой нагрузкой.

ТПП РФ направлены в Государственную Думу предложения по поправкам ко второму чтению законопроекта, предусматривающие:

- снижение с 52 до 5 повышающего коэффициента к плате за размещение отходов/побочных продуктов в случае неиспользования их в течение 3 лет. По мнению ТПП РФ, завышенное значение повышающего коэффициента не будет стимулировать производителя относить вещества и предметы к побочным продуктам производства;

- исключение отнесения побочных продуктов животноводства  к побочным продуктам производства в связи с регулированием этих вопросов в рамках специального федерального закона «О побочных продуктах животноводства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (24.05.2022 г. соответствующий законопроект №79874-8 принят в 1 чтении);

- вторичные ресурсы являются отходами I - IV классов опасности, поэтому предлагается предусмотреть, что лица, которым собственник передает вторичные ресурсы для утилизации, должны иметь соответствующую лицензию, а работники пунктов приема вторичных ресурсов - квалификацию в соответствии с отраслевым профессиональным стандартом;

- предлагается продлить на 1 год срок вступления в силу законопроекта и отдельных его положений с учетом необходимости подготовки подзаконных нормативных актов, создания сети пунктов приема вторичных ресурсов. 

В Государственную Думу внесены доработанные законопроекты об объединенном Фонде пенсионного и социального страхования РФ 

19 и 20 мая Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу большой пакет проектов федеральных законов:

№ 127389-8 «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (о создании объединенного Социального фонда на базе Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного социального страхования РФ);

№ 126990-8«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с принятием Федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»);

№ 126988-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части установления нормативов зачисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов доходов от уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), а также ряд других законопроектов-спутников, вносящих изменения в части приведения к единообразию используемой терминологии и прочим вопросам в основном технического характера №127391-8, № 127050-8, №127370-8.

В доработанных законопроектах учтены предложения ТПП РФ по упрощению отчетности: сохранен срок представления отчетности по страховым взносам раз в 3 месяца (вместо ежемесячного), сокращены позиции в форме отчетности.

Законопроекты в целом поддерживаются, вместе с тем ТПП РФ направила в ответственный комитет Государственной Думы предложения предусмотреть:

возможность включения в состав правления Социального Фонда представителей ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, поскольку их члены не всегда состоят в объединениях работодателей или профсоюзов;

утверждение с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) нормативных правовых актов Социального Фонда, устанавливающих требования к страхователям, в частности, форм отчетности. Практика утверждения таких форм отчетности Пенсионным фондом РФ по своему усмотрению приводила к дополнительной нагрузке на страхователей;

продлить на 1 год до 01.01.2024 г. переходный период для вступления в силу положений законопроекта о введения единой формы сведений (отчетности) в связи с необходимостью адаптации программного обеспечения.

Кроме того, переходный период на тот же срок, по мнению Палаты, нужен при введении единого тарифа взносов на обязательное социальное страхование, предусматривающему увеличение финансовой нагрузки на работодателей в связи с повышением более чем в 1,5 раза (на 51,6%) предельной облагаемой базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательной уплатой взносов по гражданско-правовым договорам (2,9% в ФСС РФ) и за иностранных граждан (на ОМС – 5,1% в пределах и сверх базы). 

Принят в первом чтении законопроект о внешней администрации по управлению организацией 

Законопроект разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, в том числе обеспечения безопасности государства и финансовой стабильности, а также прав и законных интересов организаций, кредиторов, работников и общества. Предполагается, что важное для экономики России или региона юридическое лицо, которым владеют иностранцы, можно на период политической и экономической нестабильности вывести из-под их управления для сохранения жизнеспособности этой организации. Законопроектом также предложен механизм назначения внешней администрации по управлению организациями.

Внешняя администрация может быть назначена по решению суда в отношении организаций, имеющих существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в Российской Федерации в целом или в отдельном субъекте Российской Федерации, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25% акций (долей).

ТПП РФ подготовлены поправки ко второму чтению законопроекта. Поправки призваны исключить значительные риски  введения внешнего административного управления в абсолютном большинстве крупных предприятий угольной, химической, горнорудной, металлургической, банковской и машиностроительной промышленности, а также в энергетике.

В текущей редакции законопроект позволяет ввести внешнее управление в отношении чрезмерно большого  количества организаций, в отношении которых объективно не возникают угрозы закрытия или саботажа хозяйственной деятельности.

Например, положениями законопроекта предлагается признать «иностранным лицом» в том числе то лицо, которое владеет в совокупности прямо или косвенно не менее чем двадцатью пятью процентами голосующих акций организации или долей в уставном капитале организации. В то же время, в законопроекте уже содержится такое основание отнесения к «иностранным лицам», как наличие у иностранного лица контроля над российской организацией. Прямое или косвенное владение 25% долей (акций) в качестве одного из критериев определения «иностранного лица» будет означать создание дополнительных обременений для бизнеса, являющихся необоснованными с точки зрения поставленной цели обеспечения прав и законных интересов организаций и не являющихся необходимыми для целей продолжения функционирования российских организаций. Поправками ТПП России предлагается исключить, по нашему мнению, избыточные основания отнесения владельцев организаций к «иностранным лицам».

Другие поправки ТПП России также направлены на сокращение рисков необоснованного изъятия акций, в том числе, у российских акционеров, возможности введения внешней администрации на неопределенный срок.

По мнению ТПП России, механизмы, которые позволяют в отсутствии достаточных оснований изъять предприятие из-под управления его собственников, могут создавать избыточно нездоровую атмосферу в среде российского бизнеса, а также явиться предметом манипуляций недобросовестных участников, что может сказаться крайне негативно на российской предпринимательской среде.

В Госдуму внесет проект федерального закона, направленный на снижение административного давления на бизнес и учитывая предложения Палаты 

19 мая Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона №127003-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части корректировки мер ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности)».

Законопроект направлен на либерализацию административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Законопроект предусматривает множество полезных нововведений, которые призваны облегчить для бизнеса процесс переориентации своей хозяйственной деятельности в условиях иностранных санкций, в частности:

- в случае предотвращения и возмещения вреда (ущерба) штраф будет назначаться в минимальном размере;

- правило о замене штрафа на предупреждение распространяется теперь не только на субъектов МСП, но и на крупный бизнес;

- за правонарушение, выявленное в ходе контроля (надзора), в течение 20 дней штраф может быть уплачен в размере 50%;

- устанавливается запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении лицом, которое ранее возбудило такое дело;

- устанавливается ответственность за воспрепятствование деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей и закрепляется возможность их участия в производстве по делу в качестве защитника.

Помимо этого, в законопроекте учтена инициатива ТПП РФ, которая устанавливает, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Ранее данная инициатива была включены в Планы законопроектной деятельности ТПП РФ на 2021 и 2022 годы. 

Палата направила в Минэкономразвития предложения по пересмотру актов, при применении которых у бизнеса возникают проблемы 

20 мая по запросу Минэкономразвития России подготовлены предложения ТПП РФ относительно обязательных требований, в отношении которых будет проводиться оценка их применения в 2023 году. Данная оценка является инструментом ежегодного поиска и отмены обязательных требований, при применении которых у бизнеса возникают проблемы и противоречия, либо которые носят явно избыточный характер.

Предложения ТПП РФ затрагивают 14 сфер предпринимательской деятельности (транспорт, производство спиртосодержащей продукции, оборот драгоценных металлов и камней и т.д.). Например, предлагается устранить существующую коллизию, в соответствии с которой для международных автомобильных перевозок пассажиров, перевозчик должен получать два идентичных разрешительных документа: допуск и лицензию.

Также отмечено множество проблем строительного бизнеса, в том числе то, что в настоящее время строительные организации при участии в госзакупках вынуждены дважды предоставлять обеспечение контракта: непосредственно заказчику и в качестве взноса в компенсационный фонд СРО строителей. Предлагается устранить данное обременение.

Коротко:

1 мая вступил в законную силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 125-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».

Закон устанавливает запрет для российских банков предоставлять сведения органам иностранных государств. Так, кредитной организации запрещено предоставлять компетентным органам иностранных государств (включая судебные органы) запрошенные такими органами сведения о клиентах и совершаемых ими операциях, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Предоставление указанной информации допускается только в случаях взаимодействия организаций финансового рынка с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

11 мая в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 121564-8 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить особенности осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. В частности, установить возможность получения разрешения на перевозки для самозанятых водителей при условии заключения договора со службой заказа легкового такси; создать два реестра - региональный реестр перевозчиков легковыми такси и региональный реестр легковых такси, в которые будут включены сведения о перевозчиках легкового такси и о транспортных средствах, которые перевозчики вправе использовать; установить обязательные требования к перевозчикам легковыми такси, к легковому такси (в том числе к наличию устройства контроля за вниманием и усталостью водителя и таксометра) и к водителю легкового такси.

17 мая в Государственную Думу Российской Федерации Правительством РФ внесен проект федерального закона № 126995-8 «О внесении изменения в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которым планируется урегулировать вопрос назначения на срок не более 1 года регионального оператора по обращению с отходами в случае досрочного прекращения им деятельности либо признания конкурсного отбора несостоявшимся. В целях обеспечения транспортирования ТКО в указанных случаях предусмотрено продолжение транспортирования на условиях ранее заключенных договоров до начала работы нового регионального оператора.

19 мая в Государственную Думу Российской Федерации Правительством РФ внесен проект федерального закона № 127020-8 «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления моратория на применение антимонопольных запретов).

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 15 ФЗ № 46-ФЗ, которой Правительству РФ и субъектам было предоставлено право устанавливать «иные» случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях, и установить мораторий на применение антимонопольного законодательства к действиям Правительства Российской Федерации и высших должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ при принятии ими решений на основании статьи 15 Федерального закона № 46-ФЗ, а также на отношения, связанные с осуществлением государственными и муниципальными заказчиками закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими решениями.

19 мая в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 127049-8 «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части использования результатов интеллектуальной деятельности).  Проект разработан в целях снижения роста цен на импортируемые товары в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц и предлагает не считать нарушением использование средств индивидуализации, которыми маркированы товары, ввезенные по параллельному импорту. Этими средствами являются, в том числе, товарные знаки, коммерческие обозначения и фирменные наименования. Также законопроектом предлагается разрешить использование результатов интеллектуальной деятельности в товарах из списка для параллельного импорта.

19 мая в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)». Законопроект разработан в целях нормативного закрепления понятия «невзаимозаменяемый токен» и обеспечения защиты правообладателей таких токенов. В настоящее время в законодательстве не обозначен статус невзаимозаменяемых токенов (NFT-токены). В то же время NFT-токены неверно относить к цифровым валютам, поскольку они являются цифровыми сертификатами на право собственности, то есть являются объектами интеллектуальной собственности, так как представляют собой результат интеллектуальной деятельности. В силу того, что NFT никак не урегулированы государством рынок NFT сталкивается с широким спектром проблем: от мошенничества и нарушения исключительных прав правообладателей до взломов криптокошельков. В этой связи предлагается признавать NFT-токены как «невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн)». Таким образом, законодательство в сфере охраны интеллектуальной собственности будет применяться по отношению к NFT-токенам и позволит защитить их правообладателей.

20 мая постановлением Правительства Российской Федерации №913 утверждено Положение о федеральной государственная информационная система учёта твёрдых коммунальных отходов (ТКО), с помощью которой помощью можно будет автоматизировать учёт ТКО оценить объёмы сбора ТКО в России, отследить количество заключённых в отрасли договоров, ознакомиться с тарифами, действующими в разных регионах, усилить контроль за состоянием полигонов, сортировочных центров и мусороперерабатывающих заводов. Система будет включать в себя несколько подсистем, основной из которых станет электронная модель федеральной схемы обращения с ТКО, и позволит взаимодействовать с другими ресурсами, в том числе с информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, электронными моделями территориальных схем обращения с отходами. Часть размещаемой информации будет общедоступна, предприниматели отрасли будут работать в личных кабинетах. Ведение новой системы осуществляет публично-правовая компания «Российский экологический оператор».

27 мая в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 131313-8 «О внесении изменения в статью 380 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается снятие ограничений на реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли лицам, выезжающим из Российской Федерации через воздушные пункты пропуска в другие государства – члены Евразийского экономического союза. Концепция проекта будет способствовать развитию предпринимательской деятельности в сфере реализации беспошлинных товаров.

27 мая в Государственную Думу Российской Федерации Правительством РФ внесен проект федерального закона № 131315-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект наделяет Правительство РФ правом по изменению даты, не позднее которой должно быть зарегистрировано иностранное юридическое лицо, претендующее на редомициляцию. Кроме этого, законопроектом предусматривается право международных компаний выпускать акции с разными типами и правами по российскому праву; вводится правовой инструмент для выпуска обыкновенных акций разных типов с разным объемом прав и голосов; устанавливается обязанность международных компаний представлять для ознакомления положения их устава в части правового режима размещаемых акций всем заинтересованным лицам и др.

27 мая в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 131689-8 «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект разработан в целях обеспечения равного характера обложения НДС услуг, оказываемых государственной управляющей компанией. В настоящее время в случае признания управляющего ипотечным покрытием несостоятельным или отзыва его лицензии, имущество, составляющее ипотечное покрытие, подлежит передаче в доверительное управление государственной управляющей компании. Функции такой управляющей компании осуществляются государственной корпорацией «ВЭБ.РФ».

В связи с тем, что услуги по доверительному управлению ипотечным покрытием оказываются гос. управляющей компании без лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в связи с наличием формального несоответствия пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ. Законопроектом предлагается внести точечные изменения в указанную норму. Предлагаемые изменения обеспечат равные условия налогообложения в отношении одного вида услуг, реализуемых разными субъектами: коммерческими управляющими компаниями, осуществляющими свою деятельность на основании соответствующих лицензий, и гос. управляющей компании, осуществляющей свою деятельность в связи с наделением ее такой функцией на основании закона.

28 мая в Государственную Думу Российской Федерации Правительством РФ внесен проект федерального закона № 132289-8 «О внесении изменений в статьи 34 и 61-15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Законопроектом устанавливается, что на основании ходатайства контролирующего должника лица суд вправе вынести определение о привлечении его к участию в рассмотрении дела о банкротстве. При этом подача ходатайства об участии в деле о банкротстве не является признанием заявившим его лицом вины в банкротстве должника и не может служить основанием для привлечения такого лица к ответственности. Также закон о банкротстве дополняется положениями, предоставляющими лицу, привлекаемому к субсидиарной ответственности, право участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, помимо привлечения его к ответственности, если их решение может повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер такой ответственности.

28 мая Президентом РФ В.В. Путиным подписан Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», который вступит в силу по истечение 1 года со дня опубликования. В целях гармонизации норм национального законодательства с положениями Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, соответствующие изменения внесены в пункт 7 статьи 1483 ГК РФ.

Обновленная редакция указанной нормы предусматривает, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, включающие, воспроизводящие или имитирующие географическое указание или наименование места происхождения товара, охраняемых в соответствии с ГК РФ, а также обозначений, заявленных на регистрацию в качестве такого до даты приоритета товарного знака. При этом в отношении неоднородных товаров регистрация товарного знака допускается в случае, если его использование в отношении указанных товаров не будет ассоциироваться у потребителей с географическим указанием или наименованием места происхождения товара и не может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на географическое указание или наименование места происхождения товара.

28 мая Президентом РФ В.В. Путиным подписан Федеральный закон от 28.05.2022 № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Законом внесены изменения в порядок применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории. В частности, сокращаются сроки рассмотрения заявлений при внесении изменений в разрешение на переработку товаров на таможенной территории, уточняется порядок раскрытия сведений об отходах, образующихся в результате совершения операций по переработке товаров, закрепляется необходимость указания в разрешении на переработку товаров на таможенной территории сведений о лицах, которые будут осуществлять их перевозку (транспортировку) между местами расположения производственных мощностей лиц, непосредственно совершающих операции по переработке товаров и пр.

____________________________________________________________________

Департамент законотворческой деятельности

Полный текст аналитической записки за май 2022 года