Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 174 за июнь 2022 года

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

                                                              

  174                                                                                                       июнь 2022 года

 

 ТПП РФ вместе с ведущими бизнес-объединениями предлагает пересмотреть подход к принятию некоторых законодательных инициатив, снизив риски для предпринимателей

 

1 июня Президент ТПП РФ Сергей Катырин принял участие в заседании Координационного совета предпринимательских союзов России.

В заседании участвовали Президент РСПП Александр Шохин, глава «Деловой России» Алексей Репик, Президент Американской торговой палаты в России Эйджи Роберт, Председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Матиас Шепп, Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг и другие представители бизнеса.

Участники обсудили наиболее важные законодательные инициативы, которые могут существенно повлиять на ведение бизнеса в Российской Федерации:

  104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией»;

№ 112181-8 «О внесении изменений в статьи 317 и 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

№ 113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

№ 102053-8 «О внесении изменений в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Было отмечено, что текущая редакция законопроектов возлагает на предпринимателей определенные риски, а некоторые «размытые» формулировки несут в себе возможность расширенного толкования и применения проектируемых правовых норм не в пользу бизнеса.

Участники заседания обратились в палаты Федерального Собрания РФ с предложением провести дополнительные консультации с бизнесом по доработке проектов законов и при необходимости сформировать на площадке профильных комитетов Думы соответствующие рабочие группы.

ТПП РФ считает, что наибольшие риски для бизнеса несет проект федерального закона № 102053-8 «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом в статье 201 УК РФ предлагается установить уголовную ответственность руководителя коммерческой организации, который, используя свои полномочия для извлечения выгоды или нанесения вреда, исполняет решения иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации (санкции).

Наказание за совершение указанного деяния предусмотрено в виде штрафа в размере до 1 миллиона рублей, либо принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо лишение свободы на срок до 10 лет.

По мнению ТПП и участников совещания, для многих иностранных компаний принятие законопроекта в текущей редакции может повлечь остановку производств и невозможность исполнения обязательств перед российскими заказчиками. Кроме того, под угрозой уголовного наказания могут оказаться российские компании, которые закупают и устанавливают импортное оборудование, запчасти к нему, составные части выпускаемой продукции и пр.

Концептуальные возражения по законопроекту были направлены в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

 

В Государственной Думе прислушались к позиции бизнеса по отдельным вопросам признания лица иностранным агентом

                                         

15 июня в Комитете по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы представители ТПП РФ приняли участие в обсуждении ранее направленных замечаний и предложений Координационного совета предпринимательских союзов России, в состав которого входит Президент ТПП РФ С.Н. Катырин, к проекту федерального закона № 113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», принятому 7 июня в первом чтении.

Законопроектом устанавливается, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет), либо финансируют указанные виды деятельности.

По результатам обсуждения законопроекта в поправках ко второму чтению были учтены следующие замечания бизнес-объединений:

- о включении объединений работодателей и торгово-промышленных палат в перечень субъектов, которые не могут быть признаны иностранными агентами;

- о корректировке сроков приобретения и прекращения лицом статуса иностранного агента;

- об исключении возможности признания иностранным агентом должностных лиц международных организаций, глав дипломатических представительств, владельцев дипломатических, служебных паспортов, сотрудников и членов административного технического персонала представительств иностранных государств;

- о том,  что лицом, аффилированным с иностранным агентом, может считаться не любой работник, а лишь лицо, выполняющее управленческие функции в организации.

29 июня закон был принят Государственной Думой в 3 чтении с учетом предложенных ТПП РФ и бизнес-объединениями поправок.

 

Предложения ТПП РФ о либерализации уголовной ответственности за налоговые преступления нашли отражение в разработанном

Министерством юстиции РФ законопроекте

 

Минюстом России разработан и размещен на официальном портале regulation.gov.ru для оценки регулирующего воздействия законопроект, которым предлагается сократить до пяти лет максимальный срок наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, сборов, страховых взносов организацией, неисполнением обязанностей налогового агента, сокрытием денежных средств либо имущества организации в размере, превышающем сорок пять миллионов рублей, и до трех лет за уклонение организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере более тридцати миллионов рублей (части вторые статей 199, 199.1, 199.2 и 199.4 УК РФ (налоговые преступления).

Снижение срока наказания за указанные деяния повлечет снижение сроков давности привлечения к уголовной ответственности с 10 до 6 лет за уклонение от уплаты налогов, сборов и сокрытие имущества, и с 6 до 2 лет за уклонение организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Кроме того, в целях совершенствования порядка возбуждения уголовных дел ‎о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 24, 144 и 148 УПК РФ, расширив основания для отказа в возбуждении уголовного дела, скорректировав порядок рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях и порядок вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Согласно предлагаемым изменениям следователь будет обязан отказать в возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов. В законопроекте определен и порядок принятия следователем такого решения.

В разработанном Минюстом России законопроекте реализованы результаты планомерной работы Палаты по продвижению инициатив о необходимости внесения изменений в статью 24 УПК РФ, позволяющих не возбуждать уголовное дело о налоговых преступлениях в случае возмещения ущерба предпринимателем в рамках доследственной проверки.

Скорректировать порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях ТПП РФ предлагала уже давно, так как возбужденное без учета особенностей налоговой системы уголовное дело позволяло применять к предпринимателю меры процессуального принуждения - арестовывать счета, имущество, осуществлять задержание, заключать под стражу на время следствия, которые в большинстве своем влекли приостановление деятельности организации и последующую ликвидацию бизнеса. При этом возмещенный предпринимателем до возбуждения уголовного дела ущерб никак не влиял на процессуальное решение следователя, дело возбуждалось автоматически, так как законных оснований для отказа в возбуждении дела не было.

Задолго до подготовки законопроекта ТПП РФ стала поднимать этот вопрос на заседаниях Рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики, созданной в администрации Президента РФ, предлагая не возбуждать уголовные дела в случае возмещения ущерба не только по налоговым, но и по другим экономическим преступлениям небольшой и средней тяжести. Свои предложения ТПП продвигала и на других площадках, настаивая на необходимости внесения указанных изменений в УПК РФ.

Итогом продвижения инициатив Палаты стали поручения Президента Российской Федерации ‎от 26 апреля 2022 г. № Пр-740 и Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. № ТГ-П12-7321, согласно которым необходимо не только обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих вынесение следственными органами постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, при условии уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов, но и сократить сроки давности привлечения к уголовной ответственности по квалифицированным составам указанных преступлений.

ТПП РФ полностью поддерживает разработанный Минюстом России законопроект.

 

В Государственную Думу внесен разработанный ТПП РФ законопроект, защищающий права правообладателей географических указаний

 

16 июня группой депутатов (К.Ю. Захаров, Д.А. Белик, М.С. Шеремет, В.В. Павлов, Ж.А. Рябцева, О.В. Гарин, А.А. Гетта) в Государственную Думу внесен разработанный ТПП РФ проект федерального закона №145011-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части защиты прав правообладателей географических указаний)».

Законопроект разработан ТПП РФ и предусматривает возможность включать по запросу правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности не только объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара, но и географические указания, а также предоставляет право таможенным органам принимать меры по защите прав на вышеуказанные результаты интеллектуальной деятельности, содержащиеся в товарах, помещаемых под таможенные процедуры.

Предлагаемые законопроектом дополнения позволят в равной степени защитить права собственников результатов интеллектуальной деятельности, прошедших государственную или иностранную государственную регистрацию, а также исключить возможные финансовые потери правообладателей в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности.

Сейчас таможенные органы Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур товаров, перемещаемых через таможенную границу, в обязательном порядке защищают права собственников объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товара, находящихся в этих товарах, включенных по инициативе правообладателей в таможенный реестр.

Правообладатель, включая свой объект в таможенный реестр, защищает свой товар и вправе контролировать его перемещение через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. При совершении таможенных операций с такими товарами перемещающее его лицо в обязательном порядке должно предъявить таможенному органу разрешение правообладателя (представителя) на операции с его товарами.  Если таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя, срок выпуска таких товаров приостанавливается, и в дальнейшем, на основании заявления правообладателя (представителя), таможенный орган вправе возбудить административное производство и передать дело для  рассмотрения в суд. 

Однако в отношении географических указаний, содержащихся на перемещаемых через таможенную границу товарах, такая процедура не предусмотрена. Указанные ограничения не дают возможности правообладателям географических указаний инициировать защиту через таможенные органы их прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности и влекут финансовые и репутационные риски собственников в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности.

 

В ТПП обсудили налоговые риски, возникающие при проведении налоговых проверок

          Очередное заседание Рабочей группы по управлению налоговыми рисками Экспертного Совета ТПП РФ по налоговому законодательству и практики его применения открыл Зампред Совета Дмитрий Фадеев. Он отметил, что в проекте новых Основных направлений налоговой политики до 2025 года заложены такие направления совершенствования НК РФ, как наделение Правительства РФ полномочиями по приостановке, отмене или переносу на более поздний срок мероприятий налогового контроля;  продлению сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, авансовых платежей по региональным и местным налогам;  увеличению сроков предоставления налоговой отчетности, пересмотру условий неприменения ответственности за ее не предоставление; установлению дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) и др.

          В целях участия бизнеса в реализации данных предложений Рабочая группа подготовила возможные поправки, по которым  с основным докладом выступил член налогового Совета ТПП РФ, управляющий партнер «Tax & Legal Management» Василий Ваюкин.  Им, в частности, было предложено:

- закрепить однократность проведения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля.

- закрепить положение о том, что   к акту налоговой проверки прилагаются все документы, полученные в ходе проведения мероприятий, а также материалы, поступившие в электронном виде, которые должны  прилагаться  к акту проверки в виде записей на электронном носителе;

- предусмотреть, что изъятые налоговым органом у налогоплательщика документы подлежат возврату налогоплательщику не позднее 15 рабочих дней после завершения налоговой проверки.

- закрепить право налогоплательщика на необходимое время для представления возражений на акт проверки (со дня последнего ознакомления с материалами проверки и др.).

В обсуждении приняли участие член Общественного совета ФНС России Александр Сергеевич Селиванов, Заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Новоселов Константин Викторович, председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам Орлов Михаил Юрьевич, а также представители 70 компаний.

 По итогам дискуссии предложения будут доработаны и направлены в Правительство РФ.

 

Палата разработала законопроект, уточняющий полномочия инспектора при осуществлении контроля (надзора)

27 июня ТПП РФ направила в Минэкономразвития РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект предусматривает внесение изменений в части конкретизации полномочий инспектора при осуществлении им контрольных (надзорных) мероприятий, которые сводятся к следующему:

- инспектор не вправе оценивать соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, если это не является предметом оценки в рамках проводимого контрольного (надзорного) мероприятия. Например, когда инспектор пришёл с внеплановой проверкой проверять склад, то он не вправе осматривать все помещения, включая кухни, рабочие места и т.д.;

- инспектор не вправе осуществлять любые контрольные (надзорные) действия ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Изменения позволят предотвратить ситуации, когда инспектор будет осуществлять любые контрольные (надзорные) действия ранее проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

- в случаях, когда сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий прямо не установлены, инспектор не вправе необоснованно увеличивать такие сроки. Нововведение позволит устранить случаи, когда инспектор при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для которых четко не установлены сроки проведения (например, для контрольной закупки), может необоснованно затягивать такое мероприятие, что, в свою очередь, может привезти к приостановке деятельности всего предприятия.

 

 

ТПП России поддержала законопроект о ТПП Республики Крым

 

Торгово-промышленной палатой Российской федерации поддержан и согласован проект закона «О торгово-промышленной палате Республики Крым».

До настоящего времени республиканское законодательство не предусматривало регулирование на законодательном уровне деятельности  Торгово-промышленной палаты Республики Крым. Разработка соответствующего закона призвана восполнить отмеченный недостаток и оказать положительное воздействие на сложившиеся хозяйственные отношения в регионе.

Особенностью законопроекта, разработанного ТПП Республики Крым совместно с ТПП России, является ряд положений, касающихся развития выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности.

Законопроект о ТПП Республики Крым внесен в Государственный совет Республики Крым и находится на рассмотрении в его Комитете по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства.

 

Законопроект об автоматическом учете выбросов в городах – участниках эксперимента по квотированию выбросов нуждается в доработке

 

Правительством РФ доработан и готовится к внесению в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части оснащения средствами автоматического контроля выбросов, а также введения режима постоянного государственного экологического контроля (надзора) на квотируемых объектах при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ), подготовленный во исполнение поручения Президента РФ от 25.12.2021 г. № Пр-2519, который предусматривает:

- необходимость оснащения системами автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ стационарных источников выбросов таких веществ, расположенных на квотируемых объектах (далее - САК);

- установление режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах I и II категории при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований, направленных на обеспечение охраны атмосферного воздуха и достижение установленных квот выбросов. При этом было учтено предложение ТПП РФ об исключении режима постоянного государственного контроля для объектов III категории.

- дооснащение средствами автоматического учета выбросов приоритетных загрязняющих веществ уже созданных на основании пунктов 9, 10 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» систем автоматического контроля выбросов на объектах I категории в целях синхронизации норм двух законов.

По мнению ТПП РФ, законопроект требует дальнейшей доработки по следующим основаниям:

- в нем отсутствует утвержденный перечень приоритетных загрязняющих веществ, соответственно, не известны требования по созданию/дооснащению соответствующих САК;

- реальность завершения создания САК до 31.02.2024 года вызывает сомнения в силу несформированной нормативной правовой базы, экономических санкций, затрудняющих поставки необходимого оборудования и отсутствия локализации его производства в России;

- установление режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах представляется избыточным, непонятны предмет надзора и сроки вступления в силу данного требования.

 

Коротко:

 

7 июня в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым внесен проект федерального закона  № 138674-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Законопроект направлен на повышение инвестиционной привлекательности использования бизнесом цифровых прав и вводит определения таких понятий, как «электронная платформа» (предназначена для выпуска ЦФА), «оператор и пользователь электронной платформы»; устанавливает требования к порядку расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы; предусматривает право Банка России в рамках надзора применять меры воздействия к операторам электронных платформ и операторам инвестиционных платформ, вводит запрет на передачу или прием ЦФА или УЦП в качестве встречного предоставления за передаваемые товары (работы, услуги) и др.

9 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 140581-8 «О внесении изменений в статьи 189 и 226-1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

 Законопроектом предлагается в статье 189 УК РФ «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»  отнести к предмету преступления товары и технологии, вооружение и военную технику, работы, услуги, в отношении которых установлен экспортный контроль, а также расширить перечень лиц, незаконно их получающих (все иностранные лица, а не только юридические иностранные лица), а также предлагается увеличить максимальный срок наказания за совершение указанного преступления.

В статье 226.1 УК РФ предлагается считать предметом контрабанды подлежащие экспортному контролю технологии, сырье, научно-техническую информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

10 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона №140807-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 году» (в части установления специального регулирования в сфере финансового рынка и корпоративных отношений).

Законопроектом предлагается определить меры, уточняющие порядок проведения отдельных корпоративных процедур в 2022 году с целью противодействия недружественным действиям иностранных государств и снижения санкционного давления на участников финансового рынка. В частности, законопроектом уточняются сроки проведения ряда корпоративных процедур в текущем году; увеличиваются с 1 года до 2 лет срок реализации публичным обществом собственных акций, приобретенных в 2022 году на организованных торгах в рамках упрощенной процедуры приобретения акций; определяется особый порядок размещения российскими юридическими лицами облигаций, которые могут быть использованы для замещения обязательств, связанных с выпуском еврооблигаций.

14 июня в Государственную Думу депутатом Государственной Думы И.А. Антропенко внесен проект федерального закона  №  142292-8 «О внесении изменений в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные пунктом «б» части 2 статьи 171 (Незаконное предпринимательство), пунктом «б» части 2 статьи 172 (Незаконная банковская деятельность) и пунктом «а» части 2 статьи 193 (Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) УК РФ. Это позволило бы обеспечить возможность возмещения ущерба, причиненного гражданам, организациям или государству.

22 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 149476-8 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которому Правительство РФ до 31 декабря 2022 года вправе устанавливать порядок ввода в оборот, оборота и вывода из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, без нанесения на них средств идентификации в отдельных случаях.

22 июня группой членов Совета Федерации Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 149339-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», предусматривающий определение понятия «винный туризм», а также размещение объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, предназначенных для производства продукции виноделия, размещения объектов винного туризма на земельных участках, включенных в Федеральный реестр виноградопригодных земель, в т.ч. относящихся к землям сельскохозяйственного назначения,.

24 июня в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 150776-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в части установления преимущественного права концессионера на получение земельного участка в особой экономической зоне).

Законопроектом предлагается упростить получение концессионером статуса резидента (сокращение количества предоставляемых документов; исключение необходимости предоставления бизнес-плана, который содержит параметры проекта, уже указанные в концессионном соглашении); сокращение количества проверочных процедур концессионера в ОЭЗ; установление 90-дневного срока внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности при внесении изменений в концессионное соглашение о реализации проекта в ОЭЗ.

28 июня Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части использования результатов интеллектуальной деятельности).

Законом легализовывается использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), перечень которых устанавливается Правительством РФ в рамках мер по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления («параллельный иморт»). Также не будет считаться нарушением использование средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.

 

____________________________________________________________________

Департамент законотворческой деятельности

Полный текст аналитической записки за июнь 2022 года