Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 201 за ноябрь 2025 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

 

  201                                                                                                          ноябрь 2025 года

 

ТПП РФ предлагает зафиксировать возможность компенсации расходов на уплату таможенных пошлин за 2023–2024 годы резидентам ОЭЗ Калининградской области 

В Комитет Государственной Думы по экономической политике направлено заключение ТПП РФ по проекту федерального закона № 1050648-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 6-1 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законопроект направлен на изменение механизма предоставления государственной поддержки резидентам Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в виде компенсации их затрат на уплату таможенных платежей и налогов. При этом сроки реализации механизма финансирования перенесены на период с 2027 года.

В этой связи возникает риск, что расходы резидентов ОЭЗ за 2023–2024 годы останутся некомпенсированными в случае, если не будут согласованы соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. № 1210. Палата предложила к моменту рассмотрения законопроекта в первом чтении рекомендовать Правительству Российской Федерации внести изменения в постановление № 1210. Предлагаемые изменения должны закрепить возможность компенсации резидентам ОЭЗ расходов на уплату таможенных пошлин, которые возникли в прошлые периоды, но не были возмещены из-за отсутствия правового механизма.

 

Отдельные предложения ТПП РФ учтены в Федеральном законе о налоговой реформе 

28 ноября принят Федеральный закон № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации». В Федеральном законе учтены отдельные предложения ТПП РФ и бизнеса. В частности, сохранено освобождение от НДС при реализации прав на российское программное обеспечение (редакция первого чтения предлагала данную льготу исключить).

Кроме того, исключена норма, предусматривающая перенос срока уплаты налога на день, предшествующий выходным и праздничным дням, и сохранен действующий порядок, предусматривающий уплату налога в первый рабочий день после праздников и выходных.

Из Закона также исключено положение о наделении налоговых органов полномочиями по проведению выемки документов на этапе камеральной налоговой проверки. По действующей редакции НК РФ выемку можно производить только в рамках выездной налоговой проверки.

 

Палата предлагает сохранить действующие обязательные составляющие туристского продукта для внутреннего и въездного туризма 

В Государственную Думу направлены поправки ко второму чтению проекта федерального закона № 918087-8 «О внесении изменений в  Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования понятия «туристский продукт» и определения особенностей его формирования).

В настоящее время понятие «туристский продукт» является базовым в сфере туристской деятельности и единым для всех видов туризма (внутреннего, въездного и выездного), рассматривается как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в нее стоимости других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Аналогичное регулирование понятия «туристский продукт» применяется в международной практике.

Законопроектом изменяется определение этого понятия на комплекс любых услуг, предоставляемых за общую цену, и предусматривается, что туристский продукт для внутреннего и выездного, въездного туризма формируют различные составы обязательного комплекса услуг.

Палата предлагает сохранить действующие обязательные составляющие туристского продукта в виде услуг по размещению и перевозке, уточнив, что перевозка туриста может осуществляться любым видом транспорта от места его постоянного жительства или от места прибытия до места размещения и/или по туристскому маршруту, определенному договором о реализации туристского продукта.

ТПП РФ также предлагает исключить вводимую проектом возможность для гостиниц формировать и реализовывать турпродукт без оформления статуса туроператора и финансового обеспечения ответственности перед туристами.

 

ТПП РФ предлагает уточнить обязанности аффинажных организаций при подтверждении прослеживаемости сырья  

В Комитет Государственной Думы по финансовому рынку  направлено заключение ТПП РФ к первому чтению проекта федерального закона № 1031196-8 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в части установления дополнительных требований к аффинажным организациям по проверке прослеживаемости и легальности происхождения сырья драгоценных металлов в ГИИС ДМДК, направляемых на аффинаж).

Законопроектом предусматривается запрет на прием аффинажными организациями драгоценных металлов в случае, если сведения о них в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК) не позволяют подтвердить их прослеживаемость и легальность происхождения.

Одновременно проектом вводится порядок проверки партий драгоценных металлов посредством ГИИС ДМДК, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

ТПП РФ предлагает доработать законопроект по следующим позициям:

- определить понятия «прослеживаемость» и «легальность происхождения»;

- установить, что проверка происхождения драгоценных металлов осуществляется исключительно автоматизированными средствами ГИИС ДМДК;

- предусмотреть, что отсутствие в лицензии на недропользование сведений о попутных драгоценных металлах, выявленных при опробовании сырья на аффинажном предприятии, не является основанием для отказа в приеме на аффинаж, и др.

 

ТПП РФ направила предложения по вопросу расширения сферы инвестиционных товариществ  

В Комитет Государственной Думы по финансовому рынку направлено заключение ТПП РФ по проекту федерального закона № 1050649-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (о расширении сферы применения и создании реестра договоров инвестиционного товарищества).

Законопроект направлен на расширение сферы применения инвестиционного товарищества, создание специализированного инвестиционного финансового товарищества и устранение ограничений, которые сегодня снижают конкурентоспособность российской юрисдикции по отношению к иностранным структурам коллективного инвестирования.

Проектом предлагается отменить 15-летний максимальный срок действия договора инвестиционного товарищества, что устраняет существенный барьер для долгосрочных и инфраструктурных проектов.

Также проектом расширяется круг возможных управляющих товарищей, снимаются ограничения на их участие в нескольких договорах, предусматривается участие физических лиц, отвечающих критериям квалифицированного инвестора, ограничивается ответственность товарищей-вкладчиков по общим налоговым обязательствам, что открывает возможность участия в товариществе негосударственных пенсионных фондов. Одновременно законопроектом предусматривается модернизация нотариальных процедур, включая отказ от требования об удостоверении договора одним нотариусом и введение альтернативных механизмов заверения.

ТПП РФ поддержала общую направленность законопроекта, отметив его потенциал для роста объема коллективных инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности России.

При этом Палата предложила включить в перечень разрешенных объектов инвестирования цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права. Исключение законопроектом таких инструментов препятствует полноценному развитию инвестиционного финансового товарищества, ориентированного на поддержку малых технологических компаний и современного венчурного рынка.

 

В ТПП РФ сформировали ключевые предложения для прозрачности рынка БАД 

21 ноября в ТПП РФ состоялось совместное заседание Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике и Рабочей группы по вопросам косвенного налогообложения Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики. По итогам обсуждения участники сформировали пакет предложений, направленных на повышение прозрачности рынка биологически активных добавок (БАД) и усиление мер контроля в сфере электронной коммерции.

Главным результатом заседания стало согласованное решение рекомендовать внедрение Реестра проверенных БАД как инструмента, который может использоваться потребителями, бизнесом и контрольно-надзорными органами.

По словам Заместителя председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике А.Ю. Кирьянова, необходимо выстроить прозрачную и понятную систему контроля, а внедрение инструментов, основанных на открытых данных и независимой экспертизе, позволяет создать устойчивые барьеры для нелегальной продукции и формирует условия для цивилизованного развития отрасли. Такой подход укрепляет доверие и защищает всех участников рынка.

В итоговый перечень предложений вошли следующие меры. Международной ассоциации «Антиконтрафакт» поручено разработать рекомендации по использованию Реестра проверенных БАД для потребителей и маркетплейсов.

Также был одобрен созданный механизм добровольной общественно-профессиональной пострегистрационной экспертизы в форме трёхуровневой системы расширенной оценки безопасности, качества и эффективности БАД, инициированный ассоциацией «Антиконтрафакт» и Союзом «Здоровье здоровых».

 

В ТПП РФ обсудили налоговые аспекты ведения бизнеса в России и Казахстане 

27 ноября состоялось открытое заседание Рабочей группы по международному налогообложению в части обсуждения актуальных вопросов ведения бизнеса в России и Казахстане.

Мероприятие по теме «Налоги, право, бизнес – актуальные вопросы ведения бизнеса в России и Казахстане» было направлено на обсуждение последних тенденций в валютном регулировании, налоговых изменений в  законодательстве Республики Казахстан и особенностей текущей правоприменительной налоговой практики в двух государствах.

Модератором мероприятия выступил Руководитель рабочей группы по международному налогообложению, управляющий партнер практики налогообложения и права «ДРТ» Сергей Щелкалин, а с приветственным словом выступил Заместитель Председателя Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства Дмитрий Фадеев.

Дискуссию по заявленной теме поддержали представители современных центров притяжения инвестиций и бизнеса в Казахстане: международного технологического парка «Астана Хаб» и международного финансового центра «Астана».

Директор практики налогообложения и права «ДРТ» Анастасия Матвеева рассказала про основные особенности открытия и использования банковских счетов в Республике Казахстан, доступные опции осуществления платежей через Республику Казахстан и иные практические вопросы в части валютного регулирования и возможных сложностей, с которыми могут столкнуться представители бизнеса при структурировании платежных операций через казахстанские банки.

Главный менеджер офиса поддержки участников международного технологического парка «Астана Хаб»- крупнейшего в Центральной Азии технопарка для IT-компаний Кайсар Абдыкасым, а также главный представитель Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) - ведущей финансовой площадки в Центральной Азии и Восточной Европе, Темир Сембинов, раскрыли уникальные возможности и конкурентные преимущества своих площадок для международных компаний, познакомив слушателей со специальными правовыми режимами, налоговыми льготами и инфраструктурными преференциями специальных зон.

В качестве результатов заседания было предложено сформировать перечень открытых вопросов, касающихся операций между российскими и казахстанскими компаниями. 

 Коротко

14 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1069534-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается увеличить от 1,5 до 5 раз размер штрафов по 77-ми составам преступлений в 35 статьях УК РФ экономической направленности. В частности, предусматривается увеличение размеров штрафов за преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав (с 200 тыс. руб. до 1 млн. руб.), мошенничеством (с 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.), незаконным предпринимательством (с 300 тыс. руб. до 1,5 млн. руб.), уклонением от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов (с 500 тыс. руб. до 2,5 млн. руб.).

20 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1075364-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект распространяет систему индивидуального (персонифицированного) учета не только на обязательное пенсионное страхование, как в настоящее время, но и на другие виды обязательного социального страхования (обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в целях учета формирования прав на страховое обеспечение, определения его размера и информирования граждан об имеющихся у них правах. Таким образом, работодатели будут обязаны направлять в Социальный фонд России сведения, относящиеся к другим видам обязательного социального страхования.

27 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1081974-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект  вводит специальный механизм, направленный на самостоятельный пересмотр ФАС России предельных (минимального и максимального) уровней цен (тарифов) на розничных рынках в целях приведения их в соответствие с законодательством. Также предусматривается возможность превышения предельных уровней цен на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям в случае, если это необходимо для исполнения решений (предписаний) ФАС России.

27 ноября в Государственную Думу депутатами Государственной Думы внесен проект федерального закона № 1081972-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проектом вводится административная ответственность за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. За совершение указанного правонарушения предлагается наложение административного штрафа на должностных лиц от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности, на юридических лиц от 300 тыс. руб. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности.

27 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 1081975-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Законопроектом предлагается закрепить на федеральном уровне механизмы поддержки инвесторов, которые используются на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Предполагается, что регионы получат право утверждать инвестиционные декларации, определять специализированные организации по работе с инвесторами, формировать инвестиционные комитеты и обеспечивать механизм обратной связи.

Предлагается ввести мониторинг реализации таких мероприятий: сбор и анализ данных будет вести Минэкономразвития совместно с федеральными и региональными органами власти, а результаты мониторинга будут направляться Президенту Российской Федерации. 

 

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ