Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 196 за апрель 2025 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

 

№  196                                                                                          апрель 2025 года

 

Законопроект, инициированный ТПП РФ, внесен в Государственную Думу

4 апреля 2025 года в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 883708-8 «О внесении изменений в статью 32-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 4.11 КоАП РФ, уточнив для ее целей содержание понятия «государственный контроль (надзор), муниципальный надзор». При этом предусматривается возможность замены административного штрафа на предупреждение не только за впервые совершенное правонарушение в рамках любых видов контроля (надзора), но и при реализации иных функций ведомств.

Законопроект направлен на дальнейшую либерализацию административного законодательства.

12 мая 2025 года в ходе заседания Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, в состав которой входит Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров, был представлен положительный отзыв Правительства РФ на законопроект.

После поступления официального отзыва в профильный комитет Государственной Думы начнется подготовка к рассмотрению законопроекта в первом чтении.

ТПП России провела очередной XVII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век»

22 и 23 апреля 2025 года состоялся XVII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век». Мероприятие приурочено к Международному дню интеллектуальной собственности, который ежегодно проводится Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Было проведено 6 круглых столов, пленарное заседание, а также презентация монографии Евразийского патентного ведомства и ФИПС «Основы формирования современного общего экспертно-информационного пространства в сфере промышленной собственности в евразийском регионе».

Впервые в рамках форума был проведен совместно с ФИПС круглый стол на тему: «Влияние географического указания и наименования места происхождения товара на социально-экономическое развитие регионов России».

На пленарном заседании с основным докладом выступил Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров. Он отметил, что в 2024 году в России подано более 26 тысяч заявок на изобретения - это вывело страну в десятку ведущих государств мира по числу выданных патентов. Особенно активно в сфере интеллектуальной собственности проявляют себя субъекты малого и среднего предпринимательства: рост заявок составил 10%, почти половина из них поступила от вузов и научных организаций.

Докладчик положительно оценил изменения, произошедшие в правовом регулировании интеллектуальной собственности в последние годы:

  • повышены пороги привлечения к ответственности за нарушения авторских прав;
  • введены пониженные налоговые ставки для малых технологических компаний;
  • урегулирована правовая база по «сиротским» произведениям и креативным индустриям и др.

 В то же время В.В. Чубаров обратил внимание на то, что действующее законодательство не в полной мере учитывает особенности региональных брендов. Понятие «региональный бренд» часто шире, чем географическое указание или наименование места происхождения товара. Отдельные сложности вызывают так называемые межрегиональные бренды и отсутствие охраны в сфере услуг, включая туризм. ТПП РФ предлагает совершенствовать нормативную базу, включая доступный поиск по названию географического указания на сайте Роспатента.

Кроме того, В.В. Чубаров коснулся вопроса возвращения зарубежных компаний на российский рынок. Он отметил важность разработки критериев «добросовестности», как для прежних правообладателей, так и для новых заявителей, а также приоритета для российских производителей уже занявших освободившиеся ниши.

Дополнительно им было обращено внимание на проблему недобросовестной практики в сфере защиты интеллектуальных прав, известной как «патентный троллинг». По словам Вадима Чубарова не секрет, что охрана авторских прав и прав на товарные знаки зачастую становится весьма прибыльным бизнесом для компаний, которые ничего не производят и используют правовые инструменты исключительно в целях давления на реальных правообладателей. По мнению Палаты, необходимо выстраивать барьеры для регистрации интеллектуальной собственности лицами, не имеющими реальных намерений по её использованию.

В качестве одного из решений было предложено рассмотреть возможность издания письма Верховного Суда РФ, которое бы обязало суды учитывать уже имевшуюся судебную практику о признании действий конкретных заявителей злоупотреблением правом по аналогичным спорам, в том числе, в отношении тех же товарных знаков.

Также было предложено обсудить возможность внедрения механизма подачи заявителями деклараций о намерении использовать товарный знак при подаче заявки и дальнейшего подтверждения этого использования на практике. Такая практика применяется в ряде зарубежных стран и могла бы стать эффективным фильтром против недобросовестных заявок.

Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров, завершая выступление, призвал активнее использовать альтернативные способы разрешения споров, в том числе медиацию. Он напомнил, что при ТПП РФ действует Коллегия посредников, а в системе палат - более 60 центров медиации. При поддержке ТПП РФ в Суде по интеллектуальным правам функционирует комната примирения, в которой медиаторы участвуют в урегулировании споров даже на стадии судебного разбирательства.

Глава Роспатента Юрий Зубов сообщил о том, что за прошедший год количество заявок на изобретения от российских компаний выросло на 4%. Он сообщил, что Роспатент активно работает над снижением административных барьеров и цифровизацией процессов.

Ю.С. Зубов отметил также, что ведомство придаёт большое значение поддержке малого и среднего бизнеса, особенно в высокотехнологичных секторах. МСП сейчас самый динамичный сектор – рост заявок на технические решения составил 10%. В этой связи Роспатент запустил программу приоритетного рассмотрения патентных заявок от компаний, получивших статус «малой технологической компании». По словам главы ведомства, сроки экспертизы для них были сокращены в два раза.

В своем выступлении Ю.С. Зубов обратил внимание на то, что закрепление прав на разработки за российскими компаниями позволит увеличивать капитализацию компаний за счет нематериальных активов. Например, на балансе компании «Сибур» более 200 млн. руб. составляет интеллектуальная собственность.

С 2025 года малым технологическим компаниям из Реестра Минэкономразвития России стала доступна налоговая льгота на приобретение отечественных результатов интеллектуальной собственности и капитализацию их на балансе. Глава Роспатента посчитал важным в будущем распространить указанную льготу на крупный бизнес, чтобы стимулировать спрос на российские разработки и тиражировать перспективные решения.

С докладом выступил Президент Евразийского патентного ведомства Григорий Ивлиев. Он затронул вопросы гармонизации патентного законодательства на евразийском пространстве, отметил важность укрепления международного сотрудничества между патентными ведомствами и повышения роли евразийских механизмов в продвижении инноваций, в том числе, в условиях трансформации глобального технологического ландшафта.

В пленарном заседании приняли участие: директор Московского офиса Всемирной организации интеллектуальной собственности
Павел Спицын, руководитель Центра интеллектуальной собственности Фонда «Московский инновационный кластер» Анна Гращенкова, заместитель председателя Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Руслан Мальков, представители бизнеса (Сбербанк, Черкизово) и другие. 

По итогам форума его резолюция будет отправлена в профильные государственные органы.

ТПП РФ предлагает доработать законопроект о целевом организованном наборе на работу иностранных граждан

В ТПП РФ рассмотрены проекты федеральных законов:

  • «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон         «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (о введении целевого организованного набора для осуществления трудовой деятельности на территории РФ);
  • «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (об уплате налоговым агентом – работодателем фиксированного авансового платежа по налогу за иностранных граждан), разработанные Минтрудом России.

Проектом вводится механизм целевого организованного набора, который представляет собой комплекс мероприятий по организованному привлечению работодателями иностранных граждан и лиц без гражданства требуемой квалификации для осуществления трудовой деятельности на территории России, содействию в оформлении им документов,  необходимых для получения разрешения на работу. Работодатель будет гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение привлекаемых на работу в России лиц на срок действия разрешения на работу (от 1 месяца с возможностью продления до 2 лет).

До 1 января 2027 года новый механизм будет действовать в пилотном режиме с участием 5 работодателей. После этого планируется сделать его приоритетным для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в России.

ТПП РФ отмечает, что положения основного законопроекта не позволяют оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, поскольку предусматривают обязательное согласование с Рострудом изменения профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, не указанной в разрешении на работу.

При доработке законопроекта ТПП РФ предлагает предусмотреть возможность внутреннего совместительства и совмещения иностранным гражданином должностей без согласования с Рострудом.

Заключение Палаты по законопроектам направлено разработчику.

  

В ТПП РФ обсудили предложения бизнеса по совершенствованию налогового законодательства 

10 апреля в ТПП России состоялось заседание Рабочей группы по налоговым спорам, которую провела её руководитель Светлана Беляева.

С основным докладом выступил начальник Отдела налога на прибыль организаций Департамента налоговой политики Минфина России Олег Хороший. По его словам, одно из ключевых изменений налоговой реформы в 2025 году для бизнеса – это повышение ставки налога на прибыль с 20 до 25%. При этом у ряда категорий налогоплательщиков сохранились льготные ставки налога. Для IT-компаний ставка налога в федеральный бюджет составит 5% при условии превышения установленного порога по доходам. Для российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, льготная ставка составит 8%. Кроме того, в 2025-2030 региональные власти могут устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемую в бюджет субъекта, для малых технологических компаний.

Олег Хороший также сообщил о новом инструменте - федеральном инвестиционном налоговом вычете (ФИНВ), который дает право уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на расходы по созданию, приобретению, модернизацию основных средств и нематериальных активов. 

По словам Олега Хорошего,  в ближайшем будущем можно будет переносить остаток  вычета на следующий год в случае отсутствия налога на прибыль в текущем году. А в случае осуществления капитальных вложений одной организацией и применения ФИНВа другой компанией группы, то должен быть соответствующий код ОКВЭД у обеих компаний группы.

Кроме того, Олег Хороший особо подчеркнул важность грамотного оформления в учетной политике организации порядка применения ФИНВ. Это позволит в дальнейшем избежать претензий налоговых органов и возникновения спорных ситуаций.

Была также отмечена возможность большого количества компаний применять повышающий коэффициент «2» к расходам, формирующим первоначальную стоимость ряда объектов основных средств и нематериальных активов, и расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Такая мера позволит снизить налоговую базу по налогу на прибыль, что особенно актуально в условиях увеличения общей налоговой ставки.

Кроме того, с предложениями по совершенствованию взимания налога на прибыль организаций выступила Директор по налогам
АО «РусГидро ОЦО» Анна Наумова. С докладом о проблеме отсутствия единой системы ведения раздельного учета в целях применения налоговых льгот для резидентов ОЭЗ промышленно-производственного типа выступила Главный бухгалтер ООО «ПРОМЕТ-СЭЗ» Татьяна Кузнецова.

Завершила мероприятие Руководитель рабочей группы по налоговым спорам Светлана Беляева с докладом на тему «НДС на УСН».

 В докладе были рассмотрены примеры применения налоговой ставки, исчисления НДС с авансов, уменьшения налога на вычеты, восстановления НДС, порядка уплаты налога.

В докладе также были рассмотрены ситуации, связанные с переходными положениями и выставлением счетов-фактур с неверной ставкой НДС, и другие вопросы.

 

Законопроект о деятельности по предоставлению сервиса рассрочки следует уточнить

 В Комитет по финансовому рынку Государственной Думы направлены предложения по поправкам к проекту федерального закона № 689381-8        «О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки» и проекту федерального закона № 689396-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с введением регулирования деятельности по предоставлению сервиса рассрочки).

Поправками предлагается определить используемое в законопроекте базовое понятие «сервис рассрочки» в целях устранения правовой неопределенности. Так, предложено установить, что сервис рассрочки – это услуга, предоставляемая оператором сервиса рассрочки пользователю на основании договора о предоставлении сервиса рассрочки по оплате объекта рассрочки и в целях его приобретения и оплаты пользователем.

Кроме того, предложено исключить запрет на взимание оператором сервиса рассрочки вознаграждения за оказание услуг по договору о предоставлении сервиса рассрочки, как не соответствующего нормам действующего гражданского законодательства и приводящего к нарушению прав сторон. Предложение направлено на решение проблемы, связанной с тем, что законопроект устанавливает запрет любой платной рассрочки и предусматривает лишь возмещение оператору сервиса рассрочки его издержек, связанных с приобретением пользователем объекта рассрочки.

Также предложено предоставить оператору сервиса рассрочки права изменять правила предоставления сервиса в одностороннем порядке для целей оптимизации процессов предоставления сервиса или улучшения клиентского пути без возникновения новых или увеличения размера существующих денежных обязательств пользователей по договору рассрочки.

Палатой было предложено исключить требование о составлении договора о предоставлении сервиса рассрочки в виде таблицы, увеличить максимальную сумму обязательств пользователя перед оператором сервиса, при превышении которой информация передается в бюро кредитных историй, скорректировать порядок определения размера неустойки по рассрочкам и пр.

 

ТПП РФ предложила доработать критерии оценки эффективности деятельности автошкол

В Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры направлено заключение ТПП РФ по проекту федерального закона № 853425-8 «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения».

Законопроектом предполагается наделить Министерство внутренних дел Российской Федерации полномочиями по разработке перечня показателей, критериев оценки эффективности результатов реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий. При этом сведения о показателях результатов деятельности образовательных организаций предложено размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это предлагается сделать в целях обеспечения гражданам открытого доступа и формирования мнения о качестве подготовки в конкретной образовательной организации, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств.

К числу показателей эффективности образовательных организаций предполагается отнести уровень успешной сдачи экзаменов на получение права управления транспортными средствами и аварийности по вине начинающих водителей - выпускников данных организаций.

ТПП РФ отметила, что предлагаемое законопроектом сопоставление данных об аварийности начинающих водителей с данными о результатах экзаменов не всегда может свидетельствовать о качестве образовательного процесса в автошколах. Предлагаемое сопоставление позволит сделать вывод только о необоснованном допуске выпускников автошкол к участию в дорожном движении.

Кроме того, предлагаемые законопроектом методы оценки эффективности деятельности автошкол (сопоставление данных экзаменов с данными аварийности) могут необоснованно сформировать ошибочное представление об уровне и качестве подготовки водителей в конкретной автошколе, так как большинство дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями происходит ввиду осознанного пренебрежения правилами дорожного движения водителями.

В этой связи Палатой предложено отказаться от вводимых критериев и доработать законопроект.

Палата предлагает доработать законопроект об усилении ответственности за нарушения правил обращении с ломом и отходами цветных и черных металлов

В Государственной Думе идет подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 684882-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об уточнении ответственности за нарушения правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов).

Законопроект предусматривает введение ответственности за осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов без лицензии в виде административного штрафа, в том числе для граждан, несмотря на то, что граждане не вправе получать соответствующую лицензию.

Одновременно планируется усилить административную ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, а также их отчуждения, за которые законопроектом предлагается повысить размеры штрафных санкций в 10 – 16 раз для граждан, в 10 раз для должностных лиц и в 2 – 3 раза для юридических лиц.

ТПП РФ направлены в Государственную Думу предложения ко второму чтению законопроекта, которые, в частности, предусматривают:

  • разграничение составов административного правонарушения об обращении с ломом  и отходами цветных и черных металлов без лицензии и уголовного преступления;
  • исключение административной ответственности для граждан, поскольку они не являются лицензиатами, и введение ее для индивидуальных предпринимателей.

 

Коротко:

3 апреля группой сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы внесен проект федерального закона № 883107-8
«О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Законопроектом планируется ввести определения понятий контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов, требования, связанные с ограничением их оборота, нормы по их выявлению, изъятию и уничтожению.

7 апреля в Государственную Думу группой сенаторов и депутатов внесен проект федерального закона № 884922-8  «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом предлагается увеличить до 2 лет срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ («Непредставление первичных статистических данных»).

10 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 889138-8 «О внесении изменений в статью 25-16-1 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"».

Законопроект предусматривает увеличение срока действия единой электронной визы с 60 до 120 суток, а также разрешенного срока пребывания по ней иностранного гражданина в Российской Федерации с 16 до 30 суток при сохранении кратности данной визы.

23 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 901060-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект разработан с целью совершенствования механизма возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования. Законопроектом предлагается установить федеральный статус такой программы, которая будет разрабатываться Правительством Российской Федерации и реализовываться им совместно с субъектами Российской Федерации.

23 апреля в Государственную Думу группой сенаторов  внесен проект федерального закона № 901935-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ нормами,  предусматривающими возможность и механизм заключения лицом, совершившим административное правонарушение, соглашения с уполномоченным государственным органом, исполнение которого будет являться основанием для освобождения лица от административной ответственности.

24 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 902776-8 «О внесении изменения в статью 17-1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"».

Законопроектом предлагается установить для кредитной и микрофинансовой организаций обязанность по представлению в уполномоченный орган отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности.

24 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 902781-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"».

Проектом закона предлагается предусмотреть возможность привлечения кредитными организациями денежных средств на срок не менее трех лет во вклады, которые удостоверяются сберегательными сертификатами, и условия которых не предусматривают право владельца соответствующего сертификата на получение вклада по требованию, обеспечив страхование таких вкладов в системе обязательного страхования вкладов на сумму не более 2,8 млн. рублей.

Предусмотренные законопроектом изменения будут способствовать привлечению в банковский сектор долгосрочных ресурсов, необходимых для финансирования приоритетных трансформационных проектов, и повысят привлекательность сберегательных сертификатов для населения.

30 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 908812-8 «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"».

Законопроектом предлагается установить обязанность кредитной организации по предоставлению на основании запроса руководителя следственного органа, следователя с согласия руководителя следственного органа, дознавателя с согласия прокурора по уголовным делам, находящимся в их производстве, справок по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц.

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ