Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 195 за март 2025 года

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№  195                                                                                                март 2025 года

 

В субъектах Российской Федерации  при содействии ТПП РФ активно принимаются законы о торгово-промышленных палатах 

5 марта вступил в силу Закон Томской области от 05.03.2025 г. № 7-ОЗ «Об отдельных вопросах взаимодействия Союза «Торгово-промышленная палата Томской области» с органами государственной власти Томской области».

Закон стал 54-м по счету Законом о торгово-промышленных палатах и закрепил права Палаты Томской области в части поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности региона, формы участия Палаты в подготовке законопроектов и нормативных правовых актов по вопросам предпринимательской деятельности и работе органов и организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием предпринимательства, экономической и торговой деятельности. Кроме этого, Палата наделена правом заключать соглашения с органами власти Томской области по другим вопросам, относящимся к ее деятельности. 

24 марта опубликован 55-ый Закон о торгово-промышленных палатах субъектов Российской Федерации - Закон Костромской области от 21.03.2025 г. № 601-7-ЗКО «О взаимодействии органов государственной власти Костромской области с Союзом «Торгово-промышленная палата Костромской области», который вступил в силу 4 апреля 2025 г.

В соответствии с Законом Костромская областная Дума и органы исполнительной власти области наделены полномочиями привлекать ТПП Костромской области к подготовке и обсуждению проектов региональных законов, обеспечивать участие Палаты в семинарах, конференциях и других мероприятиях, затрагивающих интересы предпринимателей, а также рассматривать предложения Костромской ТПП о совершенствовании законодательства в интересах бизнеса, совместно сотрудничать по вопросам инвестиционной деятельности. Кроме этого, органы исполнительной власти области вправе привлекать ТПП Костромской области к работе координационных и совещательных органов, к организации выставок, ярмарок и конгрессов.

31 марта принят 56-ой Закон о торгово-промышленных палатах субъектов Российской Федерации - Закон Хабаровского края  № 54 «О формах взаимодействия некоммерческой организации Союз «Торгово-промышленная палата Хабаровского края» (Дальневосточная) с органами государственной власти Хабаровского края», который вступил в силу 11 апреля.

В связи с принятием Закона  Союз "Торгово-промышленная палата Хабаровского края" (Дальневосточная)  теперь может участвовать в работе органов власти края, в том числе, в заседаниях Законодательной Думы края, ее комитетов, комиссий, рабочих групп, в заседаниях Правительства края, исполнительных органов, комиссий, экспертных советов и других структур.

Представители власти, в свою очередь, могут принимать участие в мероприятиях, организуемых торгово-промышленной палатой, по вопросам предпринимательства, экономики и внешнеторговой деятельности.

 

ТПП РФ участвует в мониторинге законодательства РФ в сфере государственного надзора 

10 марта на «круглом столе» Комиссии Совета Федерации по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации с участием представителей ТПП РФ рассмотрены вопросы совершенствования индикаторов риска при нарушении обязательных требований.

Отмечена динамика перехода на «риск-ориентированный» подход при проведении проверок и увеличение индикаторов риска, точности их срабатывания при мониторинге исполнения обязательных требований контролируемыми субъектами. Так, по информации Минэкономразвития России, в рамках видов федерального государственного контроля в 2022 году было введено 187 индикаторов риска нарушения обязательных требований, в 2023 году их общее количество составило  400, а  в 2024 году  - уже 542. На основании срабатывания индикаторов риска в  2024 году проведено более 18 тысяч проверок, показавших обоснованность их проведения на основании такого подхода.

Однако система «риск-ориентированного» подхода, по мнению участников «круглого стола», все еще нуждается в доработке в части  выделения в отраслевых индикаторах риска дополнительных признаков, определяющих факторы риска неисполнения обязательных требований.

Работа ТПП РФ по мониторингу законодательства РФ в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации будет продолжена.

 

ТПП РФ предложила смягчить нормы административного законодательства 

ТПП РФ разработан и направлен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на снижение административного давления на предпринимателей. 

Палата обратила внимание, что действующая редакция статьи 4.1.1. КоАП РФ предусматривает возможность замены административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение, выявленное при проведении мероприятий государственного контроля (надзора).

При этом  положения статьи не применяются, когда нарушения обязательных требований выявлены не в ходе осуществления контрольных или надзорных функций, а при реализации других функций ведомств.

В этой связи ТПП РФ предложила внести изменения в КоАП РФ, в соответствии с которыми замена административного штрафа на предупреждение будет возможна и в случаях, когда нарушения обязательных требований выявлены при реализации других функций ведомств.

 

Представители ТПП РФ участвуют в обсуждении дорожной карты «Регистрация бизнеса и налогообложение» 

          В марте на площадке ФНС России состоялось несколько заседаний рабочей группы по реализации положений дорожной карты.

В частности, с участием представителей ТПП РФ обсуждались следующие актуальные вопросы:

- разработка единого идентификатора юридического лица, заменяющего ряд идентификаторов (ИНН, ОГРН, ЕРНС);

- отмена ограничения по регистрации ООО при наличии единственного учредителя в виде хозяйственного общества, состоящего из одного лица;

- распространение процедуры ОРВ на проекты актов, регулирующие любые отношения в фискальной сфере;

-        разработка концепции предзаполненных деклараций по НДС;

- поэтапное распространение правового инструмента предварительной квалификации сделок/операций ФНС для целей налогообложения за пределы существующего периметра участников налогового мониторинга;

- трансформация основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в «дорожную карту», определяющую контуры фискальной системы в трехлетнем горизонте и др.

Перечисленные предложения являются «стартовыми» и будут проходить согласования с профильными органами государственной власти и бизнес-сообществом.

 

Законопроект ТПП РФ о регулировании сферы СРО поддержан Правительством РФ 

Внесенный группой депутатов в Государственную Думу проект федерального закона № 793099-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в марте 2025 года в целом одобрен Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Законопроект разработан в ТПП РФ и устанавливает срок и порядок направления в саморегулируемую организацию (далее - СРО) уведомления контролирующим органом о предстоящих проверках в отношении ее членов по аналогии с уже урегулированной в законодательстве процедурой оповещения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале проверки.

Срок направления в СРО уведомления будет составлять не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки и не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки.

Принятие норм проекта обеспечит полноценное и своевременное выполнение СРО возложенных на нее законодательством функций о представлении интересов членов в правоотношениях с государственными органами, в том числе, в рамках проведения проверочных мероприятий органами госконтроля (надзора).

 

Законопроект ТПП РФ об упрощении процедуры получения документов по делам о банкротстве поддержан депутатским корпусом 

ТПП РФ разработан и направлен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 62 и 63 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»».

Проектом предлагается наделить арбитражного управляющего правом в судебном порядке без проведения судебного заседания в рамках дел о банкротстве получать копии документов об имуществе и объектах недвижимости, о сделках, связанных с отчуждением указанного имущества должника, лиц, входящих в состав органов управления должника, контролирующих должника лиц и их контрагентов.

В настоящее время проект рассматривается в Координационном совете по законотворческой деятельности фракции ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и поддержан рабочей группой совета по анализу законопроектов в области финансового рынка.

Принятие новелл законопроекта позволит арбитражному управляющему проводить более оперативный и тщательный анализ финансового состояния должника при сокращении срока осуществления процедур банкротства и снижении нагрузки на судебные органы.

 

Эксперты обсудили вопрос регулирования неналоговых платежей

20 марта представители ТПП РФ приняли участие в очередном заседании Рабочей группы «Неналоговые платежи» Экспертного совета при Правительстве РФ.

На заседании обсуждались формат и порядок подготовки и представления докладов, дополнительных материалов в Правительство РФ, подходы к формированию содержания Доклада «Систематизация и оптимизация регулирования обязательных публичных неналоговых платежей» и другие организационные вопросы.

В ходе дискуссии представители Палаты предложили возобновить работу по рамочному законопроекту о неналоговых платежах, создать единый федеральный реестр таких платежей и актуализировать с целью оценки влияния на бизнес перечень федеральных неналоговых платежей, в частности включить в него так называемый «налог на рекламу», который взимается с 1 апреля 2025 года.

 

В рамках Совета ТПП РФ по СРО обсуждается  расширение полномочий СРО при осуществлении закупок 

4 марта состоялось заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, одной из главных тем которого стало обсуждение возможных законодательных инициатив о расширении полномочий СРО в сфере закупок товаров и услуг строительной отрасли.

Член Совета – Ассоциация “НОСТРОЙ” предложила в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закрепить за СРО право обжалования действий (бездействия) участников закупки на всех этапах проведения конкурентной процедуры. Сейчас такое право у СРО отсутствует, что не позволяет организации осуществлять в полной мере предусмотренные законодательством функции по защите ее членов и участвовать в урегулировании споров, возникающих между участниками закупки. Данные меры позволят исключить риски причинения убытков, возмещение которых должно будет осуществляться СРО путем выплат из компенсационного фонда.

Кроме этого, Ассоциация “НОСТРОЙ” предложила внести в законодательство поправки об устранении ответственности СРО за недобросовестные действия строительной компании – члена СРО в случае его исключения из саморегулируемой организации. Поскольку строительные компании вправе осуществлять свою предпринимательскую деятельность только при наличии у них членства СРО, то такая инициатива признана Советом обоснованной и будет дополнительно прорабатываться в системе ТПП РФ.

 

В принятом Государственной Думе Законе о противодействии правонарушениям в интернете учтены предложения ТПП РФ 

25 марта Государственной Думой принят Федеральный закон «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Принятым Законом предложено создать государственную информационную систему противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, установить новые правила по идентификации и проверке личности пользователей электронных торговых площадок и услугами связи, установить запрет на передачу SIM-карт третьим лицам и др.

В принятом Законе учтены замечания и предложения ТПП РФ.

Например, в первоначальной версии законопроектом предлагалось обязать агрегаторов информации о товарах (услугах) идентифицировать всех размещающих объявления пользователей исключительно с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая использует сервис «Госуслуги». Такое правовое регулирование неминуемо повлекло бы  переход большей части пользователей на платформы, в том числе, зарубежные, где нет таких требований.

Предлагавшийся безальтернативный порядок идентификации лишил бы  пользователей возможности пройти ее другим способом (например, через банковские ID), а также вывел бы пользователей, которые уже прошли идентификацию с использованием коммерческих сервисов авторизации, за рамки правового поля.

Пострадал бы и малый бизнес, который использует цифровые платформы для реализации своих товаров и услуг. Не смогли бы пройти идентификацию через ЕСИА и зарубежные продавцы, не имеющие учетной записи на Госуслугах.

По предложению Палаты принятым Законом указанные риски устранены, а агрегаторы информации будут обязаны  осуществлять идентификацию с использованием ЕСИА только лиц, изъявивших такое желание и имеющих намерение разместить предложение о заключении договора купли-продажи товара.

 

Палата предлагает сделать более доступной информацию о свободных земельных участках

На практике предприниматели нередко направляют запросы в органы местного самоуправления с просьбой предоставить сведения о наличии свободных, в т.ч. заброшенных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, чтобы подобрать земельные участки для последующего заключения договора аренды или выкупа и освоения. Однако органы местного самоуправления зачастую не предоставляют такую информацию, поскольку соответствующие обязанности не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В связи с этим ТПП РФ подготовлен и направлен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривающий информирование о свободных от прав третьих лиц земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены заинтересованным лицам в аренду или в собственность.

Информация о свободных земельных участках может предоставляться в виде размещения сведений о кадастровых номерах таких земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» или направления сведений о земельных участках по запросам заинтересованных лиц.

Предложения ТПП РФ направлены на вовлечение свободных земельных участков в гражданский оборот, повышение эффективности использования земельных ресурсов.

В настоящее время на публичной кадастровой карте действуют сервисы «Земля для стройки», «Земля для туризма», позволяющие подобрать свободные земельные участки под застройку или для размещения объектов в сфере туристской деятельности. Создание новых подобных инструментов для выбора на публичной кадастровой карте свободных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (например, «Земля для производства»), может стать еще одним механизмом, способствующим вовлечению их в гражданский оборот, повышению эффективности использования земельных ресурсов.

 

Законопроект о поправках в ТК РФ требует доработки

В ТПП РФ рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (по вопросам определения характерных признаков трудовых отношений и наделения государственной инспекции труда правом на обращение в суд с требованием о признании отношений, связанных с использованием личного труда, трудовыми отношениями) (далее – законопроект), разработанный Минтрудом России.

Разработчик законопроекта предлагает дополнить статью 15 ТК РФ признаками трудовых правоотношений, которые дословно воспроизводят весьма неточные формулировки таких признаков в редакции перевода на русский язык пункта 13 Рекомендации № 198 Международной организации труда «О трудовом правоотношении» (Принята в г. Женеве 15.06.2006 г. на 95-ой сессии Генеральной конференции МОТ).

По мнению ТПП РФ, проектируемые нормы ТК РФ, устанавливающие признаки трудовых отношений, будут являться нормами прямого действия, в которых недопустимо использование нечетких формулировок, позволяющих различное толкование и несоответствующих терминам трудового законодательства.

Законопроектом предлагается делегировать государственной инспекции труда право обращаться в суд в качестве инициатора индивидуального трудового спора (в силу закона без согласия работника с требованиями о признании трудовыми отношений, связанных с использованием личного труда). Это, по мнению ТПП РФ, подменяет соответствующее право сторон трудовых правоотношений (работников и работодателей).

ТПП РФ не поддерживает наделение таким право государственную инспекцию труда, поскольку в соответствие с пунктом 14 Рекомендаций №198 МОТ разрешение споров, касающихся существования и содержания индивидуального трудового правоотношения, является прерогативой судов по трудовым вопросам и осуществляется по обращениям работников и работодателей.

По мнению Палаты, законопроект требует существенной доработки.

 

Коротко:

6 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 858028-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект разработан в целях унификации отчетности некоммерческих организаций и оптимизации порядка ее предоставления путем разработки единой формы отчета некоммерческой организации.

Состав сведений, которые отражаются в единой форме, утверждается Минюстом России и включает в себя, в том числе, информацию о действительном местонахождении организаций.

10 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 859523-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» (об особенностях осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на основании патента в отдельных субъектах  Российской Федерации).

Законопроектом предлагается предоставить возможность иностранным гражданам, получившим патент на территории одного субъекта РФ, работать на территории другого субъекта РФ, и работодателям - право привлекать для работы иностранных граждан, получивших патент на территории иного субъекта РФ.

13 марта в Государственную Думу сенаторами Л.С.Гумеровой, Л.Н.Скаковской, Е.В.Писаревой внесен проект федерального закона № 863914-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О независимой оценке квалификации"».

Законопроектом  предлагается закрепить модель целевой отраслевой подготовки кадров под запрос конкретных работодателей в рамках федерального проекта «Профессионалитет», как форму организации образовательной деятельности, которая предполагает комплексное участие работодателей в подготовке кадров, начиная от участия в управлении образовательной организацией, заканчивая участием в разработке образовательных программ, практической подготовке и оценке качества выпуска для последующего трудоустройства.

18 марта в Государственную Думу группой депутатов и сенатором А.В. Двойных внесен проект федерального закона № 867325-8 «О внесении изменений в статью 225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается сократить до 3 месяцев срок, по истечении которого уполномоченный орган, уполномоченное лицо вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйную вещь, в случае, если она является объектом необходимым для обеспечения населения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения либо гидротехническим сооружением, автомобильной дорогой или объектом гражданской обороны.

25 марта в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 873676-8 «О внесении изменений в статью 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"».

Законопроектом предлагается закрепить обязательность указания в патенте, выдаваемом иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности). Полномочием по определению порядка выдачи таких патентов предлагается наделить МВД России.

27 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 876952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"».

Законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе возможность установления и выплаты действительной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества в размере рыночной стоимости с привлечением оценщика, если об этом заявлено участником общества. При этом перевод спора в судебную плоскость в отношении установленного размера рыночной стоимости и ее выплаты допускается только при наличии соответствующего заявления лица об установлении и выплате обществом действительной стоимости доли в размере рыночной стоимости. При наличии такого заявления установление действительной стоимости доли участника общества в размере ином, чем размер рыночной стоимости, не допускается.

28 марта в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 877268-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».

Законопроект направлен на совершенствование механизмов привлечения финансирования отечественным бизнесом, включая субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), от инвестора, в том числе, путем размещения ценных бумаг на инвестиционной платформе, повышение привлекательности краудфандинговых платформ для инвесторов с сохранением уровня их защиты.

Также законопроект устанавливает механизмы защиты интересов участников инвестиционной платформы от возможных нарушений, обусловленных конфликтом интересов оператора инвестиционной платформы, заключающим договоры инвестирования на своей платформе в качестве инвестора, и лица, привлекающего инвестиции.

 

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ