Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества за ноябрь 2019 года

Ни одна жалоба предпринимателей на действия правоохранительных органов не останется без внимания. 19 ноября 2019 года начал свою работу цифровой ресурс «За бизнес» (https://забизнес.рф/), предприниматели из любой точки России могут пожаловаться на действия правоохранительных органов, если считают, что на них оказывается давление.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил судам, как  применять законодательство об ответственности за налоговые преступления. 26 ноября на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации принято Постановление № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления».

В Российской Федерации появится новый Инвестиционный кодекс. Внесенный 2 ноября в Госдуму законопроект № 828237-7 о защите инвестиций направлен на формирование основ законодательства РФ об инвестиционной деятельности и ее развитии, создание правовой основы для системной и комплексной работы по поддержке вложения инвестиций частными инвесторами.

Пенсии за счет личных взносов. В ТПП РФ рассмотрен пакет проектов федеральных, которым, в частности, вводится новый пенсионный продукт – гарантированный пенсионный план, позволяющий гражданам добровольно формировать пенсии за счет личных взносов дополнительно к взносам на обязательное пенсионное страхование.

ВОИС и Роспатент поддержали проведение ежегодного Форума ТПП РФ по интеллектуальной собственности 20-24 апреля 2020 года на площадке ТПП РФ. 15 ноября в рамках подготовки ХIII Международного форума «Интеллектуальная собственность – ХХI век» состоялось заседание Организационного комитета XIII Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» и Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности.  На заседании было принято решение Форум с 20 по 24 апреля 2020 года на площадке ТПП РФ.

Коротко:

07 ноября законопроект, разработанный ТПП РФ,  № 691042-7 «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» принят Госдумой в первом чтении. Законопроект направлен на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою договорную ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

07 ноября Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 831098-7 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части регулирования участия физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства». Законопроектом предлагается предоставить самозанятым гражданам возможность участвовать в закупках в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», в отношении «самозанятых» граждан.

12 ноября в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы, среди которых В.И. Катенев, А.Б. Выборный, Т.О. Алексеева, В.С. Скруг, внесен проект федерального закона № 834004-7 «О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом предлагается из примечания к статье 14.57 КоАП РФ  исключить упоминание кредитной организации, как субъекта, освобожденного от административной ответственности за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих при этом соответствующее законодательство Российской Федерации.

13 ноября в Государственную Думу депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, А.М. Макаровым и В.М. Резником внесен проект федерального закона № 835592-7 «О внесении изменений в статьи 75 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части обеспечения гарантий, предусмотренных «амнистией капитала»)».

Законопроектом предлагается напрямую признать недопустимыми доказательствами при производстве любого уголовного дела факт представления специальной декларации в том случае, когда такие доказательства представляются не самим декларантом, а получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий.

15 ноября группой депутатов и членов Совета Федерации в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 837124-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»)».

Законопроектом предлагается включить с 1 января 2020 года в перечень регионов - участников эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»  следующие субъекты РФ: город Санкт-Петербург, Воронежскую, Волгоградскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Республику Башкортостан.

29 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен пакет законопроектов:

- проект федерального закона № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;

- проект федерального закона № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

- проект федерального закона № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий». По мнению ТПП РФ:

1.      Увеличение «силовых» полномочий антимонопольных органов, не соответствующих целям антимонопольного регулирования, которые закреплены в законодательстве, может привести к необоснованным ограничениям прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. В частности, обязанность организаций всех форм и физических лиц предоставлять ФАС России персональные данные и сведения об услугах связи выходят за рамки компетенции антимонопольных органов и могут привести к нарушениям прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.

2.      ФАС России наделяется полномочиями по принудительному изъятию документов и предметов в ходе внеплановых выездных проверок, на вскрытие помещений и другие действия. Такие полномочия являются чрезмерными и могут блокировать деятельность предприятия. Предлагаемые нововведения фактически наделяют ФАС России полномочиями правоохранительного органа, что не является обоснованным с учетом целей и задач, стоящих перед антимонопольными органами. Разработчиками законопроекта не учтено, что действующим законодательством уже установлен порядок изъятия предметов и документов (статья 27.10 КоАП РФ) и получения объяснений (статья 26.3 КоАП РФ), реализуемый ФАС в рамках расследования дел об административных правонарушениях.

3.      Передача в антимонопольные органы таких материалов, как аудиозаписи переговоров, электронная переписка граждан и других, может привести к нарушениям прав лиц, в отношении которых будут проводиться антимонопольные разбирательства, а также к необоснованному вмешательству в частную жизнь граждан.

Кроме того, в компетенцию антимонопольного органа входит только рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации. Использование результатов ОРД, которые получены при выявлении признаков преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, но при рассмотрении дел об административных правонарушениях является  неправомерным и может повлечь предъявление незаконных требований к невиновным лицам.ТПП РФ в представленной редакции законопроекты не поддерживает.

Полный текст аналитической записки за ноябрь 2019 года