ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по финансовым рынкам и кредитным организациям
ПОДКОМИТЕТ ПО ЛИЗИНГУ
@  #  ^
 
 
Контакты
119991, г. Москва,
Б. Знаменский пер., д.2, стр.7
Телефоны: (495) 695-71-11
(499) 685-17-80
E-mail: info@tpprf-leasing.ru
Подробнее
















КА Территория лизинга





General Collection Group





Stare Legal


Налоговое администрирование лизинговой деятельности



 Налоговое администрирование лизинговой деятельности

1)     Коэффициента ускорения амортизации лизингового имущества

Подкомитет и Партнерство продолжают вести активную работу по сохранению ключевой налогово-амортизационной преференции лизинга, праву ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. В период 2010‑2012 гг.  в Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики РФ, публикуемых Минфином России, поднимался вопрос об эффективности и целесообразности сохранения этой льготы. В 2013 году позиция Министерства изменилась, и выражается теперь в сохранении преференции для всего лизингового имущества (для всех амортизационных групп) с коэффициентом ускорения амортизации не выше 2. Для закрепления этой нормы необходимо внести соответствующие поправки в Налоговый Кодекс РФ.

Следует отметить, что изменение позиции Министерства в значительной мере стало возможным благодаря активной позиции Подкомитета и Партнерства. Мы неоднократно проводили различные мероприятия, посвященные этой теме на площадках Государственной Думы Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и др., обращались в профильные министерства и ведомства, представляли финансово-экономическое обоснование ускоренной амортизации лизингового имущества.

С одной стороны, ускорение амортизации предметов лизинга – один из самых эффективных стимулов обновления основных фондов, технического вооружения и перевооружения, внедрения конкурентоспособной техники и технологий новых поколений, модернизации экономики в целом. С другой, эта преференция означает не сокращение отчислений в бюджет по налогу на прибыль, а только отсрочку уплаты этого налога. Временный же бюджетный эффект, от поступлений по НДС, в случае отмены преференции обернется государству в итоге убытком вследствие неизбежного падения отрасли (фактического ее схлопывания) и значительного сокращения поступлений в бюджет того же НДС. А негативный эффект от падения объемов инвестиций и обновления средств производства через лизинг вообще сложно переоценить. 

Позиция Минфина России: сохранение этой преференции для всего лизингового имущества (для всех амортизационных групп) с коэффициентом ускорения не выше 2. Для закрепления этой нормы должны быть внесены соответствующие поправки в НК РФ.

ФЗ от 04.11.2014 №344-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», в соответствии которым признана утратившей силу ст.31 ФЗ от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которой устанавливалось право по взаимному соглашению сторон применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Принятые изменения не влияют на право применения ускорения амортизации лизингового имущества, поскольку данная преференция регулируется исключительно налоговым законодательством.

Ревизия всех налоговых преференций на предмет их эффективности для экономики государства сегодня находится в компетенции Счетной палаты РФ. 19.12.2013 распоряжением №117-р Председателя Счетной палаты Р.Ф. Голиковой Т.А. создана межведомственная рабочая группа по вопросу эффективности предоставления налоговых льгот, в состав которой вошли представители ТПП РФ.

Межведомственная рабочая группа создана в целях выполнения поручения Президента РФ от 20.10.2013 (Пр-2451ГС) по итогам заседания Государственного совета РФ.

25.04.2014 председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу А. Акиндинов принял участие в заседании Межведомственной рабочей группы, на котором было представлено обоснование эффективности применения ускорения амортизации лизингового имущества, подготовленное Подкомитетом.

Позиция Подкомитета по вопросу сохранения основной преференции лизинга в РФ механизма ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3 сегодня получила поддержку в Минэкономразвития России, ТПП РФ, комитете ГД РФ по финансовым рынкам (депутат Аксаков А.Г.).

Вместе с тем, сам факт извлечения из ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» положения об ускоренной амортизации является вызовом лизинговому рынку и определяет необходимость постоянного обоснования в профильных министерствах и ведомствах эффективности данной преференции для экономики государства.

 

2)     НДС

 Основным мотивом отказов в принятии к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС является неуплата в бюджет НДС контрагентами лизинговых компаний (поставщиками лизингового оборудования). Налоговыми органами перекладывается ответственность за третьих лиц на лизинговые компании. Подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, что не меняет в основном позиции налоговых органов.

Решение: законодательное закрепление ясных критериев и правил по применению лизинговыми компаниями налоговых вычетов. Ликвидация пробелов в нормативной базе, приводящих к неоднозначному толкованию норм налоговыми органами.

 

3)     Применение п.2 ст.269 НК РФ по тонкой капитализации в лизинговых компаниях в связи с квалификацией налоговыми органами процентов по заемным средствам

Решение: изменение в ст. 269 НК РФ понятия «исключительно лизинговая деятельность» на «преимущественно лизинговая деятельность». Это позволит совершать сделки как с имуществом, являвшимся предметом лизинга, после прекращения договора лизинга, так и с имущественными правами, вытекающими из договора лизинга (например – уступка прав), не опасаясь претензий налоговых органов в части квалификации процентов по заемным средствам, вытекающих из контролируемой задолженности.

 

4)     Транспортный налог

Одной их основных проблем налогового администрирования лизинговой деятельности в 2013 году стало изменение порядка уплаты и администрирования транспортного налога. 24 августа 2013 г. вступил в силу Федеральный закон №248‐ФЗ от 23.07.2013, которым изменен порядок уплаты и администрирования транспортного налога. Внесенные изменения существенно влияли на всю лизинговую отрасль и имели значение, как для лизинговых компаний, так и для лизингополучателей. Было изменено место уплаты налога, но не налогоплательщик.

Статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации осталась неизменной, плательщиком транспортного налога является лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство. Как правило, в большинстве договоров лизинга стороны предусматривают регистрацию транспортных средств на имя лизингополучателя.

В статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплата транспортного налога производится плательщиками по месту нахождения транспортных средств, согласно изменениям – по месту нахождения собственника имущества, то есть – лизингодателя. Таким образом, у лизингополучателя возникла обязанность подавать декларацию по месту нахождения собственника, что влекло необходимость постановки на налоговый учет по месту нахождения лизингодателя. В случае изменения места нахождения лизингодателя, у лизингополучателя возникала обязанность сниматься с учета и вставать на учет по новому месту нахождения лизингодателя.

ФЗ от 02.11.2013 года № 306-ФЗ вносит изменения в подпункт. 2 п. 5 статьи 83 НК РФ, и фактически возвращает порядок уплаты и администрирования транспортного налога в лизинге, существовавшем до августа 2013 года. Местом постановки на налоговый учёт автомобиля признаётся место нахождения организации (её подразделения), на которую зарегистрирован автомобиль.

7 октября 2013 года в ТПП РФ, Ильинка, 6, состоялось открытое заседание Подкомитета ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» (круглый стол). Тема заседания «Изменения в порядке уплаты и администрирования транспортного налога и их влияние на лизинговую деятельность», вступившие в силу с 24 августа 2013 года. В заседании приняла участие заместитель начальника отдела имущественных налогов Департамента налоговой и таможенно‑тарифной политики Минфина России Гаврилова Н.А.

По итогам заседания участниками была принята резолюция:

  1. обратиться в Минфин России с предложением следующей формулировки по внесению изменений в подпункте 2 п.5 ст.83 НК РФ. «… для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место нахождения организации (обособленного подразделения), место постоянной регистрации физического лица».  Таким образом, вносимые в НК изменения фактически возвращают порядок уплаты транспортного налога, действовавший до введения в действие 24 августа 2013 г. ФЗ №248­‐ФЗ от 23.07.2013 году;
  2. распространить действие изменений на правоотношения, возникшие с 24 августа 2013 года;
  3. обратиться в Минфин с предложением направить в ФНС письмо с разъяснениями, относительно вносимых по инициативе Министерства изменений в НК и рекомендаций не применять действующую норму, до принятия соответствующих поправок.

Минфин России направил письмо в ГД РФ с предложениями по внесению изменений в пп. 2 п.5 ст.83 Налогового Кодекса РФ, а ФЗ от 02.11.2013 года № 306-ФЗ были внесены соответствующие изменения, вступившие в силу.

 

5)     Налог на имущество

Отмена налога на движимое имущество с 01 января 2013 года.  В соответствии с ФЗ от 29.11.2012 №202-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 НК РФ» с 1 января 2013 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств (пп.4 ст.374 НК РФ).

Катастрофических последствий для лизингового рынка отмена налога не принесла. Сохраняемая сегодня преференция по ускорению амортизации лизингового имущества не влияет на величину налога на имущество, поскольку базой для его исчисления является остаточная стоимость по бухгалтерскому учету. А лизинговая компания, по сути, являлась ретранслятором налога на имущество от лизингополучателя в бюджет.

 

Деятельность Подкомитета Партнерства в рамках проекта «Налоговое администрирование»

 

 

 



Экспертный совет по вопросам бухучета и налогообложения

 

 

 

 

Мероприятия
Круглый стол ТПП РФ - Евразийский экономический союз

Круглый стол
«Развитие международного лизинга в рамках Евразийского экономического союза»
19 октября 2017
Москва, ТПП РФ, ул. Ильинка, 6

Подробнее
© 2007-2017, Подкомитет по лизингу Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям
Разработка сайта – Телемарк